.RU

Рейк (Reik) Теодор - Оглавление



^ Рейк (Reik) Теодор (12.05.1888, Вена – 31.12.1969, Нью–Йорк) — психоаналитик. Образование получил по германским и романским языкам, психологии. Ученик З. Фрейда. Как любитель занимался прикладными вопросами психоанализа. С 1928 г. работал в Психоаналитическом институте в Берлине. В 1933 г. эмигрировал в Голландию, в 1938 г. — в США. Не был принят в Американское психоаналитическое общество, так как не был врачом. В 1947 г. основал собственную „Национальную ассоциацию психоанализа“, в которую моги входить и не врачи.


Рейх (Reich) Вильгельм (24.03.1897, Галиция, Австрия – 3.11.1957, Льюисбург, США) — немецко–американских психолог, психоаналитически ориентированный исследователь. С 1922 г. руководитель венского семинара по психоаналитической психотерапии. Создал свою собственную теорию характера, в которой ведущую роль играет возможность снятия напряженности за счет переживания оргазма.


Рибо (Ribot) Теодюль (18.12.1839 – 9.12.1916, Париж) — французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии. Автор книг „Болезни памяти“ (1881), „Болезни воли“ (1883), „Болезни личности“ (1885). Разрабатывал проблемы внимания, воображения, понятий. На основе применения патопсихологического метода строил модель нормального развития психики. Сформулировал закон регрессии памяти, получивший название закона Рибо. В своих поздних работах обратился к проблемам аффекта и эмоций.


^ Рише Шарль (1850 – 1935) — французский физиолог, психолог, гипнолог. Автор книг „Экспериментальные и клинические исследования чувствительности“ (1877), „Опыт общей психологии“ (1887). Установил три фазы сомнамбулизма.


^ Роджерс Карл Рэнсом (1902 – 1987) — американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Автор книги „Центрированная на клиенте терапия“ (1954). В качестве ядра личности рассматривал Я–концепцию, представленную динамикой соотношения Я–реального и Я–идеального. По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно, „реальное Я“, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих, и „идеальное Я“, представляющее собой то, каким человек хочет быть. Разработал индирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем.


^ Розенталь (Rosenthal) Роберт (род. 1933) — американских психолог. Специалист в области человеческих коммуникаций. Работал в Гарвардском университете. Дал описание эффекта Пигмалиона.


^ Розенцвейг (Rosenzweig) Саул (род. 1907) — американский психолог. Профессор университета Сент–Луис. Занимался проблемами шизофрении, психологической диагностики. Создал теорию фрустрации, в рамках которой разработал тест — рисуночную методику фрустрации.


^ Роршах (Rorschach) Герман (1884, Цюрих – 1922) — швейцарский психиатр, создатель проективного теста цветовых пятен, получивший его имя. Получил медицинское образование, защитил докторскую диссертацию в области психиатрии. С 1911 г. приступил к опытам с чернильными пятнами. В 1919 г. подготовил рукопись книги „Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии“, которую удаль опубликовать только в 1921 г. В 1922 г. скончался от аппендицита.


^ Россолимо Григорий Иванович (1860 – 1928) — русский невролог и психолог. Разработал систему комплексной психологической диагностики, которая позволяла анализировать индивидуальные особенности внимания, восприимчивости, воли, запоминания, воображения. На основе количественной выраженности этих психических процессов, их „силы“, строился психологический профиль личности.


Роттер (Rotter) Джулиан Бернард (род. 1916, Нью–Йорк) — американский психолог. С 1963 г. профессор в Коннектикутском университете. Разрабатывал теорию социального научения. Создал методику по определению локус–контроля.


Рубин (Rubin) Эдгар Джон (6.9.1886, Копенгаген – 3.5.1951, Холте) — датский психолог. Образование получил в колледже Соломанна, затем изучал философию в университетах Копенгагена (1904–1911, 1915) — здесь, после успешного прохождения конкурса, стал проводить исследования симультантного светового контраста под руководством А. Леманна и Геттингена (1911–1914), здесь работал в лаборатории Г. Мюллера, затем, вместе с Д. Катцем, — под руководством Э. Гуссерля (магистр психологии, 1910; доктор философии, 1915). С 1916 г. по 1918 г. Рубин работал в качестве доцента Копенгагенского университета, с 1918 г. по 1922 г. — преподавателем, а с 1922 г. профессором экспериментальной психологии (как преемник А. Леманна руководил психологической лабораторией). Президент Интернационального конгресса по психологии в Копенгагене. Своей знаменитой работой „Визуально воспринимаемые фигуры“ („Synsoplevede Figuer“, Kobenhavn, 1915) о соотношении фигуры и фона оказал значительное влияние на дальнейшее развитие теории гештальтпсихологии. Здесь он дал описание субъективных признаков фигуры и фона: фигура, в отличие от фона, представляет собой форму, выступает вперед, лучше запоминается, фон кажется чем–то непрерывным, находящимся позади фигуры, фигура воспринимается как предмет, а фон — как материал, изменение одного только фона может привести к тому, что фигура перестанет распознаваться; при этом любая из прилегающих частей может восприниматься и как фигура, и как фон. Создал классическое изображение обращающихся фигур („Ваза Рубина“, которая кажется то двумя бокалами, то двумя лицами, 1921).


^ Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 – 1960) — советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Философское и психологическое образование получил в Марбурге. С 1942 г. в течении несколько лет был директором Институт психологии. В 1943 г. создал в МГУ им. М.В. Ломоносова кафедру, а затем отделение психологии, а в Институте философии АН СССР — сектор психологии (1945). В статье „Принцип творческой самодеятельности“, написанной в 1922 г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который в дальнейшем, в 30–е гг., был им положен в основу его деятельностного подхода.


Рубинштейн Сусанна Яковлевна (3.06.1911 – 18.02.1990) — отечественный патопсихолог. Получила образование на педагогическом факультете Второго МГУ. Здесь принимала участие в исследовании А.Н. Леонтьева неспецифической чувствительности. В 1938 г. стала аспиранткой А.Р. Лурия. С 1941 г. — вместе с А.В. Запорожцем, Б.В. Зейгарник, С.Г. Геллрештейном — работала в нейрохирургическом госпитале в поселке Кисегач на Урале по проблеме восстановления трудоспособности раненных бойцов с черепно–мозговыми травмами. В 1945 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему „Восстановление трудоспособности у больных с военными травмами мозга“. С 1946 г. работала в лаборатории патопсихологии НИИ судебной психиатрии им. Сербского. В 1956 г. под руководством К.К. Платонова приняла участие в создании одной из первых психологических лабораторий в авиационной психологии. С 1962 г. работала в лаборатории патопсихологии Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР под руководством Зейгарник. В 1971 г. защитила докторскую диссертацию по проблеме слуховых галлюцинаций. Одновременно читала курс психологии умственно отсталого ребенка на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина и спецкурс на факультете психологии МГУ. Один из основоположников отечественной патопсихологической школы. Занималась изучение психологических механизмов возникновения сложных патопсихологических синдромов при душевных заболеваниях, разработкой патопсихологических методик.


^ Рудик Петр Антонович (1893 – 29.11.1983) — отечественный психолог. Родился в семье крестьянина. В 1915 г. окончил философской отделение историко–филологического факультета Московского университета. С 1919 г. работал в Центральном институте физической культуры, где создал кафедру психологии. Доктор психологических наук, профессор, член–корреспондент АПН СССР. Один из инициаторов развития психологии спорта в России. Занимался проблемами психологии личности спортсмена, психологических особенностей физических упражнений, производственной гимнастики и спортивной тренировки, психологии соревновательной деятельности и особенностей эмоционально–волевых процессов.


Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева – 2.7.1778, Эрме–нонвиль, близ Парижа) — французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы.

   В 1741 г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д. Дидро, затем — с Д‘Аламбером, П. Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании „Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел“, 1751–1780 г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750 г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, „Рассуждения о науках и искусствах“, где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его „Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми“ (1755) и „Юлия, или Новая Элоиза“ (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства.

   Его книга „Эмиль, или О воспитании“ (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он из–за преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит разрыв с просветителями и обостряется полемика с Вольтером.

   С 1766 г. по 1767 г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д. Юм, но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770 г. он — в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот.

   После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791 г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания из–за того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум.

   Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма — если бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в „Исповедании веры савойского викария“, вставленного в роман „Эмиль…“. Руссо — один из теоретиков концепции „общественного договора“, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму.

  Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в „Прогулках одинокого мечтателя“ (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности „культурных“ наций „простой и чистый“ нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв „Назад, к природе!“).

   По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства, прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей.


^ Рэдфорд (Radfrd) Джон (род. 1934) — английский психолог. Получил историческое и литературное образование в Беркбекском колледже в Лондоне. Основал отделение психологии при Лондонском северо–восточном политехническом институте. Член Британской социологической ассоциации. Основал английскую ассоциацию преподавателей психологии. Специалист по проблемам психологии творчества, социальной и педагогической психологии.


 Рюдин (Rudin) Эрнст (19.4.1874, Св.Галлен, Швейцария – 22.10.1952, Мюнхен) — немецкий психиатр и генеолог. После окончания гимназии в Св. Галлене получил образование в университетах Женевы, Неаполя, Дублина, был ассистентом у Э. Блейера в Цюрихе, у Э. Крепелина в Гейдельберге, у Г. Оппенгейма в Берлине, затем приступил к самостоятельной работе, с 1900 г. в тюремной больнице Моабит (Берлин), в психиатрической больнице в Базеле, с 1907 г. работал научным ассистентом в психиатрической клинике Мюнхена, где в 1909 г. стал главным врачом и защитил докторскую диссертацию для замещения должности доцента по теме психических нарушений при заключении под стражу („Uber die klinischen Formen der Seelenstorungen bei zu lebenslandicher Zuchthausstrafe Verurteilten“). С 1911 г. приступил к работе над проблемой наследственности и семьи, которая сделала его одним из наиболее авторитетных представителей психиатрических исследований наследственности, прежде всего шизофрении. С 1916 г. руководитель генеалогическо–демографической отделения Немецкой исследовательской психиатрической клиники в Мюнхене, с 1925 г. по 1928 г. — ординарный профессор в Базеле, с 1928 г. — директор института генеалогии и демографии Немецкой исследовательской психиатрической клиники в Мюнхене. Принял участие в разработке медицинской части комментариев к национал–социалистическому „Закону о стерилизации душевно больных молодых людей“ (19.7.1933), а также в его практической реализации, чем бесповоротно скомпрометировал себя в глазах научной общественности.


Саймон (Simon) Герберт Александр (род. 15.6.1916, Милуоки, шт. Висконсин) — американский экономист, социолог, психолог, один из основателей когнитивной психологии. Обучался в Чикагском университете (бакалавр искусств, 1936, доктор философии, 1943), в дальнейшем защитил докторскую диссертацию по праву в Монреальском университете Мак–Гилла (1970). С 1936 г. по 1938 г. работал в качестве научного ассистента в Чикагском университете, с 1939 г. по 1942 г. он — начальник учебного отдела Калифорнийского университета, с 1942 г. по 1945 г. — ассистент профессора политических наук Иллинойского технологического института, с 1945 г. по 1947 г. — ассоциативный профессор, с 1947 г. по 1949 г. — профессор. Одновременно с этим, с 1945 г. по 1965 г. он — профессор администрирования и психологии университета Карнеги в Питтсбурге, с 1965 г. — профессор компьютерных наук и психологии, с 1949 г. по 1960 г. — декан факультета индустриального управления, с 1957 г. по 1977 г. — декан Высшей школы индустриального администрирования. Нобелевская премия по экономике (1978). Проводил новаторские разработки по применению количественных методов в социологии, экономке и управлении. На основе компьютерной метафоры деятельности мозга создал ряд машинных моделей мышления. Вместе с А. Ньюэллом и Дж. Шоу, используя результаты психологических исследований О. Зельца, разработал компьютерные программы „Логик–теоретик“ и „Универсальный решатель проблем“, основанные на допущении, что эвристическая деятельность человека протекает так же, как и процесс вычислений, или выполнение программ. В своих моделях Саймон постулирует наличие одного центрального процессора (счетчика), имеющего доступ к внешнему миру, кратковременной и долговременной памяти. Эти модели были апробированы на материале доказательства геометрических теорем, решения криптоарифметических задач и игры в шахматы. Саймон — один из основателей социологического моделирования и применения кибернетики для анализа группового поведения людей: пытался количественно описать отношения, возникающие в малых группах.


^ Салливен Гарри Стэк (1892 – 1949) — американский психиатр и психолог, один из основоположников неофрейдизма. Рассматривал в качестве ключевого момента развития индивида формирование его межличностных отношений, в которых происходит трансляция основных способов удовлетворения потребностей. В том случае, когда происходит рассогласование самих потребностей и способов их удовлетворения, возникает личностное напряжение, для защиты от которого служат определенные элементы самооценки. Разработал психотерапевтическую методику, основанную на выработке защитных механизмов применительно к конкретным межличностным ситуациям.


Сартр (Sartre) Жан–Поль (21.06.1905 — 15.04.1980) — французский философ, писатель, один из главных представителей экзистенциализма. С 1929 по 1939 г. и с 1941 по 1944 г. преподавал философию в учебных лицеях Франции. Участвовал в движении Сопротивления. С 1944 г. занимался литературной работой. Лауреат Нобелевской премии по литературе (от премии отказался). Трактовал человека как полностью ответственного а свою судьбу. Человек есть то, что он из себя делает каждый момент его жизни. Разработал экзистенциальный анализ, в противоположность психоанализу. В нем ставится цель вскрыть и зафиксировать в понятийном аппарате выборы, делаемые человеком.


^ Сатир (Satir) Вирджиния (1916, Винсконсин – 1988) — американский психолог. Получила образование в университете Винсконсин (степень бакалавра). С 1936 г. работала учителем в школе, затем директором. В 1942 г. получила степень магистра психологии. Занималась частной психотерапевтической практикой. С 1955 по 1958 г. участвовала в программе психологии семьи Института психиатрии штата Иллинойс, затем работала в Калифорнийском научно–исследовательском институте психиатрии в Пало Альто. С 1973 г. — профессор университетов Винсконсин и Чикаго. Одной и первых обратилась к исследованию проблемы психологии семьи и семейной терапии (Совместная семейная терапия. 1964).


^ Селье Ганс (1907 – 1982) — канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе. На основе клинических и экспериментальных исследований конкретизовал это учение применительно к человеческому поведению.


Сепир (Sapir) Эдвард (26.1.1884, Лауенбург, Померания – 4.2.1939, Нью Хавен) — американский антрополог, лингвист и психолингвист. Родился в Германии, из которой семья эмигрировала в 1889 г. в США, образование получил в Колумбийском (бакалавр гуманитарных наук, 1904; магистр, 1905) и Пенсильванском (1908–1909) университетах (доктор, 1909). Работал с 1907 г. по 1908 г. научным ассистентом антропологии в Калифорнийском университете Беркли, с 1909 г. по 1910 г. преподавал антропологию в Пенсильванском университете, с 1910 г. по 1925 г. руководил отделом антропологии Канадской геологической инспекции при Национальном музее в Оттаве. С 1925 г. по 1931 г. Сепир — ассоциированный профессор социологии и антропологии Чикагского университета, с 1927 г. — полный профессор антропологии и общей лингвистики, с 1931 г. — профессор университета Джейл, здесь работал в Институте человеческих отношений, г. Нью–Хейвен. С 1931 г. — со–редактор журнала „Journal of Social Psychology“. Президент Лингвистического общества Америки (1931) и Антропологического общества Америки (1938). Большое влияние на него оказал Ф. Боас, основатель американской культурной антропологии, разработавший метод детального изучения обычаев и языка традиционных обществ и развивавший учение об относительности морально–оценочных критериев, используемых в различных культурах. Работая в Калифорнийском университете Беркли над исследованием индейских диалектов и исходя из постулата о возможности изучения языка только в общем контексте культуры, пришел к выводу, что различия в языке связаны — через построение особенной картины мира — с качественными различиями в индивидуальном мышлении носителей этого языка. В частности, Сепир показал, что обозначения цветов, связанные с практической деятельностью представителей разных народностей, влияют на организацию простейших форм перцептивной деятельности: культурно специфический набор слов, обозначающих цвета, обусловливает само восприятие цветов, умение их различать и классифицировать („Conceptual categories in primitive languages“, „Science“, 1927, V. 74). Тем самым Сепиром была дана общая формулировка „теории лингвистической относительности“, которую конкретизировал и придал ей законченное выражение и большую категоричность (картина воспринимаемого мира зависит от национального языка) его ученик Б. Уорф (1897–1941). В дальнейшем эта теория, прежде всего в интерпретации Б. Уорфа, была подвергнута критике, в которой было показано, что различия между языками существуют не на глубинном уровне, а на поверхностном, и, кроме того, отношения между языком и восприятием являются достаточно сложными и многократно опосредствованными (Э. Леннеберг). В 1920–х г. Сепир изучал явления фонетического символизма с помощью искусственных слов.


^ Сеченов Иван Михайлович (1829 – 1905) — русский физиолог и психолог. Открыл эффект „центрального торможения“, который рассматривал как основу произвольного поведения человека. Под предметом психологии понимал различные виды психической деятельности субъекта, представленные в истории их развития и в системе связей друг с другом. Основной метод психологии — объективное наблюдение развития психических процессов, которые происходят путь от внешних форм (рефлексы) до внутренних, на самом деле являющихся „свернутыми“ формами действий (мысли). Моральные нормы в поведении человека также представляют собой приобретшие внутреннюю форму внешние запреты и правила, при помощи которых другие руководят действиями индивида.


^ Симон (Simon) Теодор (1873, Дижон – 1961, Париж) — французский психиатр. Работал врачом в больнице, осуществляя контроль за госпитализацией детей с различными нарушениями. Ознакомление с трудами А. Бине побудило его к личному знакомству, приведшему к плодотворному сотрудничеству (совместно опубликовали более 20 статей). Вместе с Бине, работая в рамках Комиссии по изучению методов обучения умственно отсталых детей, они создали, ставшую в дальнейшем всемирно известной, Шкалу измерения интеллекта, названную шкалой „Бине–Симона“ („Methodes neuvelles pour le diagnostic du niveau intellectuel des anormaux“, „Annee psychologique“, 1905, 11). Эта шкала включала в себя только 30 заданий в порядке возрастания трудности. Вторая версия шкалы, 1908 г., была соотнесена с возрастами от 3 лет до взрослого состояния, а третья, 1911 г., была несколько отредактирована и дополнена. В результате научных контактов с Симоном, Ж. Пиаже натолкнулся на тот факт, что ошибки детей при решении тестовых задач носят неслучайный характер. После смерти Бине в 1911 г. Симон, будучи специалистом прежде всего в медицине, перестал заниматься проблемой создания психодиагностических методик и полностью переключился на психиатрию.


Сирс (Sears) Ричард (род. 31.8.1908) — американский психолог, специалист по проблемам личности и социального научения. С 1953 г. профессор Станфордского университета. В 30–х годах проводил исследования, в рамках левиновской школы, уровня притязаний („Level of aspiration“ (совм. с Levin K., Dembo T., Festinger L.), in: Hant J. (Ed.) Personality and the Behavior Desorders, N.Y., 1944; в рус. пер. Уровень притязаний, в кн.: Психология личности: Тексты, М., 1982, 86–92) и влияния неудач на процесс запоминания („Initization of the repression sequence by experienced failure“, „J. Exp. Psychol.“, 1937, 20, 570–580). Работал над проблемой агрессии — в исследовательской группе Йельского университета, в которой была сформулирована теория „фрустрации–агрессии“, где агрессия понимается как следствие столкновения с препятствием целенаправленного действия („Frustration and Agression“ (совм. с Dollard J., Doob L.W., Mowrer O.H.), New Haven, 1939). Близкое знакомство Сирса с психоаналитической литературой — в 1943 г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе („Survey of Objective Studies of Analytic Concepts“ (et al.), N.Y., 1943), — позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики. Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением различных способов воспитания, он приступил к рассмотрению проблемы формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей, сначала у пятилетних детей („Patterns of Child Reading“ (совм. с Maccoby E., Levin H.), Evanston, 1957), а затем, когда эти же дети достигли двенадцатилетнего возраста („Relation of early sozialisation experiences to self–concepts and gender role in middle childhood“, „Child Development“, 1970, 41, 267–289). На основании этих исследований сформулировал вывод, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения его к самому себе — ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течении многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого — через подкрепление родителями — приобретаются те или иные формы социального поведения. Сирс предложил общепсихологическую теорию, основанную на „диадической системе“, в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в „диадических ситуациях“, поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады.


^ Скиннер Беррес Фредерик (1904 – 1990) — американский психолог, создатель концепции „оперантного бихевиоризма“. В качестве ключевого ввел понятие „оперантного обусловливания“, которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в „классическом“ обусловливании И.П. Павлова. Выступал с критикой необихевиоризма за введение „промежуточных переменных“ между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Разработал ряд оригинальных экспериментальных методик, например, „скиннеровскую камеру“.


^ Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек (1907, Чикаго – 12.1.1967, Техас) — американский психолог, теоретик необихевиоризма. Родился в США, но детство провел в Канаде, куда его отец, инженер–электрик, был командирован компанией „West Electric“, образование получил в высшей школе Вест Хилл и университете Мак–Гилла в Монреале (бакалавр, 1929; магистр, 1930), в 1933 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Джейлском университете под руководством Р. Йеркса. С 1933 г. по 1937 г. работал от Национального совета научных исследований в лаборатории биологии приматов в г. Орандж–Парк, Флорида, с 1937 г. по 1938 г. он — ассистент профессора психологии в университете Вирджинии, с 1938 г. — ассоциированный профессор психологии в университете Айовы, с 1942 г. — полный профессор и декан факультета психологии. С 1964 г. Спенс занимался преподавательской деятельностью как профессор в университете Техаса. Работал по заказам военных ведомств. Ученик и сотрудник К.Л. Халла. Большое внимание уделял методологическим вопросам: построение теории, по его мнению, возможно лишь при точной идентификации единичных и элементарных феноменов. Опираясь на результаты исследований Э. Толмена, Спенс обратился к теоретическому и экспериментальному анализу проблемы привлекательности объекта. Он отбросил постулат о независимости влечения и связей „стимул–реакция“, возникающих в результате научения. В соответствии с его трактовкой, в результате прошлого научения объект приобретает „побуждающее влияние“ на субъекта и, соответственно, в новой ситуации еще до достижения целевого объекта связанные с ним ассоциации могут вызывать прошлые целевые реакции, выступающие в настоящей момент как побуждающие актуальную активность и действующие наряду с влечением, обусловленным потребностью. Основная формула научения, предложенная К.Л. Халлом, была преобразована Спенсом в следующее выражение: E = (D + K) * H, где E — потенциал пробуждения реакции, D — сила влечения, K — привлекательность объекта, H — прочность навыка. Такая формализация поведенческих реакций привела к чрезвычайно важному для дальнейшего развития бихевиоризма заключению: субъект может научаться и тогда, когда он не реализует в своих действиях какого–либо влечения, а есть лишь его стимулирование „привлекательностью“ объекта. Тем самым Спенс ввел новые теоретические понятия в бихевиористическую парадигму: связь между стимулом и реакцией, по его мнению, опосредствуется гипотетическими конструктами, продуцируемыми на основе потребностей и мотивов. Кроме того, он, впервые в традиции бихевиоризма, обратился к анализу индивидуальных различий мотивации, в частности, тревожности, которой он стал заниматься для проверки некоторых следствий своей теоретико–ассоциативной концепции влечения. Его понимание тревожности — тревожность как приобретенное влечение („Anxiety (drive) level and performance in eyelid conditioning“, „Psychol. Bulletin“, 1964, 61) — была положена в основу разработки Дж. Тейлор в 1952 г. опросника диспозициональной тревожности („Manifest Anxiety Scale“, J.A. Taylor).


sabati-tairibi-i-dibisi-men-rp.html
sabati-tairibi-ibirajdi-prozali-shiarmalari-men-audarmalari-sabati-masati.html
sabati-tairibi-ilimi-tehnikali-revolyuciya-negzg-belgler-men-rilimi-oni-aliptasu-kezeder.html
sabati-tairibi-internet-bkllemdk-anitama-bkl-lemdk-ktaphana-lemdk-aparat-ti-oam.html
sabati-tairibi-internet-tehnologiyani-masati-men-mndetter-internet-orlari.html
sabati-tairibi-isa-bajzaov-ralaj-slu.html
  • literature.bystrickaya.ru/dajdzhest-internet-pk-i-obrazovanie9-zadachi-vstupitelnih-ekzamenov-po-informatike-v-vuz35-interaktivnie-doski-v-shkole39.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zelenaya-muzika-nochi-na-razlichnih-literaturnih-forumah-i-nauchno-praktiche-skih-konferenciyah-osobenno-posle-dolgogo.html
  • school.bystrickaya.ru/1-bigl-proshloe-i-nastoyashee-3-stranica-14.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-zaklyuchenie-grazhdansko-pravovogo-dogovora-po-itogam-aukciona-zakonodatelnoe-regulirovanie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7103-vigotskij-l-s-voprosi-psihologii-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-nasledstva-metodicheskie-rekomendacii-studentam-zaochnoj-formi-obucheniya-po-podgotovke-k-zachetam-ekzamenam.html
  • literature.bystrickaya.ru/biznes-i-upravlenie-na-novoj-planete-zemlya-stiv-roter-dobro-pozhalovat-domoj.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-prishli-smutnie-vremena-vo-vremeni.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-po-opredeleniyu-rinochnoj-stoimosti-prava-trebovaniya-debitorskaya-zadolzhennost-municipalnogo-predpriyatiya-hhh-municipalnogo-obrazovaniya-g-stranica-9.html
  • reading.bystrickaya.ru/latinskij-yazik-i-latinskaya-yuridicheskaya-terminologiya.html
  • composition.bystrickaya.ru/oglavlenie-byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2008-goda.html
  • esse.bystrickaya.ru/raboti-sredi-uchashihsya-prochitat-russkie-narodnie-skazki-v-kotorih-dejstvuet-baba-yaga-proanalizirovat-obraz-babi-yagi-i-sdelat-vivodi.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-2-kak-mi-dumaem-uchebnikah-sociologii-i-uzh-konechno-ono-ne-pohozhe-na-predshestvuyushee.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoretiko-metodologicheskie-osnovi-deyatelnosti-uchrezhdenij-kulturi-i-obrazovaniya-v-razvitii-tolerantnogo-soznaniya-molodezhi-mnogonacionalnogo-regiona-13-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obespechenie-nacionalnoj-bezopasnosti-rk-v-kontekste-integracionnih-svyazej-stran-sng-s-1991-2001gg-chast-11.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istoricheskij-vzglyad-na-brak-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-3-kursa-zaochnogo-otdeleniya-s-sokrashyonnimi-srokami-obucheniya-specialnosti-finansi-i-kredit.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/automatic-stored-ticket-amadeus-central-ticketing.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/levaya-prelyudiya-monitoring-smi-23-24.html
  • turn.bystrickaya.ru/ortopedicheskaya-nevrologiya-stranica-82.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-s-dopolneniyami-i-izmeneniyami-utverzhdena-na-zasedanii-kafedri.html
  • student.bystrickaya.ru/35-organizaciya-bezopasnoj-raboti-na-personalnih-kompyuterah-i-videodisplejnih-terminalah.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vipolnenie-gorki-s-uvelicheniem-rezhima-raboti-dvigatelej-instrukciya-ekipazhu-vertoleta-mi-2-izdanie-4-e-dopolnennoe.html
  • university.bystrickaya.ru/finansovie-rezultati-predpriyatij-transporta.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referatov-po-discipline-regionalnaya-ekonomika.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prakticheskie-rekomendacii-disfunkciya-myagkih-tkanej-chelyustno-licevoj-oblasti-u-detej-mehanizmi-vliyaniya-na-formirovanie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-ponimanie-kartin-so-skritim-smislom.html
  • credit.bystrickaya.ru/ot-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-k-sisteme-bezopasnosti-voennoj-sluzhbi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-1-po-primeneniyu-dezinficiruyushego-sredstva-frisept-forte-ooo-septa-rossiya-stranica-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sbornik-statej-budet-vipushen-k-nachalu-konferencii-stati-poluchennie-posle-31-03-2010g-opublikovani-ne-budut.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozheniya-prilozhenie-1-kontrolnie-voprosi-dlya-samoproverki-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-samostoyatelnoj.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-ekciya-2-mnogokanalnie-sistemi-peredachi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-12-uchet-gotovoj-produkcii-i-ee-prodazhi-yu-a-babaeva-dopusheno-ministerstvom-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-v-kachestve.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-9-finansovie-uslugi-a-yu-zabrodin-intellektualnie-uslugi-v-biznese.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34-plani-budushej-deyatelnosti-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-otkritoe-akcionernoe-obshestvo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.