.RU

Рекомендации для воспитателей «Влияние физического воспитания на психическое развитие»


Оглавление


1. Проект «Детский сад – территория здоровья». Руководители и разработчики проекта: заведующий Баранова Диана Борисовна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе Ненашкина Светлана Васильевна, старший воспитатель Соседова Людмила Алексеевна. Участники проекта: врач Кириллова Надежда Георгиевна, воспитатели: Березовская Галина Александровна, Гребенщикова Лариса Михайловна, Жилинская Елена Александровна, Сухова Антонина Константиновна, Фролова Людмила Алексеевна, инструктор по физическому воспитанию Анисимова Татьяна Валерьевна, педагог-психолог Соколова Ксения Юрьевна, дети всех возрастов, родители воспитанников.

2. Приложение.

- Программа «Здоровье». Врач Кириллова Надежда Георгиевна.

- Повышение профессиональной компетентности педагогов.

- ^ Подпроект «Физическое здоровье», автор инструктор по физической культуре Анисимова Татьяна Валерьевна.

В этом подпроекте работают миниподпроекты:

- «Движение – жизнь» (организация туристической деятельности с детьми), автор инструктор по физической культуре Анисимова Татьяна Валерьевна;

- «Неболей-ка» (организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период), автор заместитель заведующей по ВМР Ненашкина Светлана Васильевна.

- ^ Подпроект «Психическое здоровье», руководство педагога-психолога Соколовой Ксении Юрьевны.

- Приложение:

* Рекомендации для воспитателей «Влияние физического воспитания на психическое развитие»;

* Рекомендации для воспитателей «Минутки здоровья – оздоровительно-профилактические мероприятия».

- ^ Подпроект «Социальное здоровье», автор старший воспитатель Соседова Людмила Алексеевна.

Разработаны и апробированы миниподпроекты:

- «Малая академия здоровья» (организация взаимодействия с семьей), автор старший воспитатель Соседова Людмила Алексеевна;

- «Разговор о правильном питании», автор воспитатель Гребенщикова Лариса Михайловна;

- «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (с детьми среднего возраста), автор воспитатель Фролова Людмила Алексеевна;

- «Путешествие в страну здоровья» (с детьми старшего возраста), автор воспитатель Березовская Галина Александровна;

- «В детский сад – без слез» (организация работы в адаптационный период). Руководитель заместитель заведующей по ВМР Ненашкина Светлана Васильевна;

- «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды» (формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста), автор воспитатель Сухова Антонина Константиновна;

- Опыт работы: «Организация семейного клуба «Карапуз», автор воспитатель Жилинская Елена Александровна.


^ Вид проекта: деятельностно-творческий

Длительность проекта: 3 года (2009-2012)

Руководители проекта: заведующий ДОУ Баранова Диана Борисовна, заместитель заведующего по ВМР Ненашкина Светлана Васильевна, старший воспитатель Соседова Людмила Алексеевна.

^ Участники проекта: врач Кириллова Надежда Георгиевна, воспитатели: Березовская Галина Александровна, Гребенщикова Лариса Михайловна, Жилинская Елена Александровна, Сухова Антонина Константиновна, Фролова Людмила Алексеевна, инструктор по физической культуре Анисимова Татьяна Валерьевна, педагог-психолог Соколова Ксения Юрьевна, дети всех возрастов, родители воспитанников.


1. Актуальность: Стремление к обновлению и реформированию образовательной практики в дошкольных учреждениях, Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.18) ориентирует педагогов на охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений у детей. Это определяет основное направление и содержание деятельности детского сада: формирование, сохранение и укрепление физического и психического здоровья при помощи образовательных технологий, проведение развивающе-коррекционной работы. Здоровье дошкольника во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, формированию здорового образа жизни, уровня подготовки взрослого, который должен быть примером для ребенка. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно не только на ребенка, но и на членов их семьи.

В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего педагогического коллектива на длительный срок. Здоровье дошкольника во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы по охране и укреплению физического, социального и психического здоровья детей, формированию здорового образа жизни, уровня подготовки взрослого, который должен быть примером для ребенка.

Сегодня важно у родителей формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своего ребенка. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте (ст. 18 п. 1 Закон Р.Ф. «Об образовании»). К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека. Родители плохо представляют, каким образом нужно приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Поэтому в проекте так много внимания уделяется вопросам взаимодействия с родителями.

Педагоги – основные участники проекта. От их знаний, навыков и умений зависит эффективность деятельности с детьми. А введение новых Федеральных требований к структуре образовательной программе предполагает более глубокую интеграцию образовательных областей, а вместе с тем и блочно-тематическое планирование деятельности.

Вот так возникла необходимость активизации работы по данному направлению и был разработан и внедрен в практику работы ДОУ проекта «Детский сад – территория здоровья» (здоровьесберегающее пространство ДОУ как среда воспитания здорового ребенка), которая отражает систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей.


2. Проблема. В современных условиях социальной и экономической нестабильности защита здоровья подрастающего поколения является медико-психолого-педагогической проблемой: выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Томской области, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ деятельности ДОУ за последние годы работы показал, что существуют негативные факторы, снижающие результаты физкультурно-оздоровительного процесса: увеличение числа детей, поступающих в ДОУ с проблемами физического и психического развития, нуждающихся в комплексном подходе к улучшению их здоровья, растущая потребность семьи в высококвалифицированной помощи специалистов, не понимание части родителей важности и умения построить свою жизнь и жизнь ребенка на основе здорового образа жизни.

Таким образом, выявлены основные проблемы, которые необходимо решить:

1. возрастающее количество детей с ограниченными возможностями здоровья и вторичными проявлениями различных нарушений; увеличение количества детей со 2,3 группами здоровья.

2. низкий уровень компетентности родителей в вопросах здорового образа жизни (результаты анкетирования родителей показали, что здорового образа жизни придерживаются только 62%, а вести здоровый образ жизни мешает нехватка времени – 70%, 17% - недостаток времени, а 19% вообще проигнорировали ответ на этот вопрос).

3. недостаточная интеграция деятельности специалистов ДОУ в физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работе.


^ 3. Цель проекта: использование здоровьесберегающего пространства ДОУ как средства разностороннего гармонического развития и воспитания ребенка, сохранение и укрепление его физического, психологического и социального здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, обучение безопасному поведению в окружающем мире.


^ 4. К задачам проекта «Детский сад – территория здоровья» относятся:

- формирование компетентности в вопросах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста; культивировать и воспитывать осмысленное отношение к своему здоровью, как к единому целому;

- системное и интегрированное взаимодействие триады «родитель-ребенок-педагог» в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ для развития культуры здоровья воспитанников;

- организация здоровьесберегающей и развивающей среды в ДОУ, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни.


^ 5. Новизна в организации работы по здоровьесбережению детей.

1. Спроектирована единая модель целостной системы здоровьясбережения дошкольников. Концептуальной основой деятельности ДОУ является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе.

2. Актуальным для нас является целесообразный подбор максимально эффективных здоровьесберегающих методик и технологий: разработана система оздоровления с помощью воды, воздуха и солнца; дыхательные упражнения по методике А.Н.Стрельниковой, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, оздоровительная гимнастика после сна, массаж биологически активных зон; в режим дня введены упражнения, стимулирующие деятельность двигательных центров: гимнастика ума, пальчиковая, логиритмика, артикуляционная гимнастика; коммуникативные игры; элементы релаксации; психогимнастика, минутки здоровья.

3. Разработка авторских проектов по разным направлениям работы с детьми и модифицированных программ - Программа по профилактике эмоциональных, речевых нарушений и развитию музыкальных способностей в разновозрастной развивающей группе, Программа «Дельфиненок» по профилактике нарушение опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста с использованием плавания способом кроль и брасс, технология «Взаимодействие специалистов ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей».

4. Работа с детьми строится с учетом регионального компонента и традиций народной русской культуры. Использованы конспекты из авторской программа нашего детского сада «Живой родник», где в работе с детьми использованы народные подвижные игры, фольклор, народная музыка.

5. Создана система деятельности всех педагогов и специалистов детского сада и взаимодействия с родителями.

6. Разработана единая система мониторинга здоровьесбережения в дошкольном учреждении.


^ 6. Основные принципы организации деятельности:

- научность (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- систематичность (реализация оздоровительных, профилактических и воспитательных мероприятий постоянно, систематично);

- доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей); активность (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

- сознательность (осознанное понимание и отношение детей и взрослых к своему здоровью);

- единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);

- установление тесных связей с родителями по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье.

^ 7. Основными направлениями деятельности являются:

1. Организация здоровьесберегающего пространства, которое включает:

- создание здоровьесберегающей инфраструктуры (состояние и содержание здания и помещений образовательного учреждения в соответствии с гигиеническими нормативами); оснащенность физкультурного зала, спортплощадки и участков для прогулок необходимым оборудованием и инвентарем; наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; организация качественного питания, организация питания детей-аллергиков;

- сохранение необходимого квалифицированного состава педагогических кадров, обеспечивающих работу с воспитанниками (медицинский персонал, руководители физического воспитания, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели)

- экологическое пространство (гигиенические нормы и рекомендации, растения, интерьер, создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для разнообразной двигательной активности детей;

- эмоционально-поведенческое пространство (положительный эмоционально-психологический климат, личностно-ориентированный подход, коммуникативная культура);

- культурологическое пространство (использование окружающей природы, феномены культуры и искусства, народную педагогику и культуру).

^ 2. Деятельность субъектов воспитательно-образовательного процесса в системе медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка:

- лечебно-профилактическая (диспансеризация, витаминизация, проведение плановых прививок, профилактика простудных заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата и осанки, организация рационального полноценного питания);

- обеспечение физического, социального и психического развития ребенка, формирование базисных основ личности: оздоровительная работа, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий (развлечений, спортивных праздников и соревнований, эколого-оздоровительных походов);


Система физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ

__________________________________________________________



Лечебно-профилактическая

Система закаливания

Режим двигательной активности

Питание



















- рациональная организация образовательного процесса: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и вне учебной нагрузки в соответствии с возрастными особенностями детей;


Система закаливания


Воздухом

Водой


Солнцем





































- активизация двигательного режима в течение дня (организация динамических пауз, физкультминуток, подвижных игр, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности);


^ Модель двигательного режима в МДОУ



Специально-организованные формы

Самостоятельная двигательная

активность


Физкультурные занятия

в зале и на воздухе

Двигательная активность в течение дня


Занятия по плаванию в бассейне

Двигательная активность

на прогулке


Утренняя гимнастика

и зарядка «Хорошего настроения»

«Минутки творчества»

на утренней гимнастике





Подвижные и спортивные игры,

музыкально-ритмические движения




Соревнования, спортивные праздники,

физкультурные досуги


«Минутки здоровья» после сна



Динамические паузы, физминутки

до, после и в середине занятий



Традиционные


На полосе препятствий

Формы проведения утренней гимнастики



В форме подвижных игр



Оздоровительный бег

Танцевально-ритмические упражнения

- валеологическая деятельность по формированию у детей и взрослых основ здорового образа жизни;













- осуществление развивающе-коррекционной деятельности через организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности (обеспечение двигательного режима, профилактическая работа по сохранению осанки и профилактики плоскостопия, работа над правильным дыханием).

^ 3. Инновационная методическая деятельность (внедрение здоровьесберегающих технологий, разработка авторских и модифицированных проектов и программ).

^ 4. Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива (педсоветы, семинары-практикумы, тренинги, открытые просмотры, организация консультативной и практической помощи начинающим педагогам, педагогический лекторий для младших воспитателей). Главное условие качества данной работы: осознание всеми участниками деятельности ДОУ, основной показатель в их деятельности – здоровье ребенка. Это условие реализуется сейчас не только в поиске новых форм и структур, обеспечивающих более полное взаимодействие с детьми дошкольного возраста. Оно выражается, прежде всего, в осознании, что физический уровень здоровья ребенка за время его пребывания в дошкольном учреждении – основной показатель деятельности коллектива.

5. Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства «воспитатель (специалист)-ребенок-родитель»:

- информационно-просветительская деятельность с целью формирования у родителей компетентной позиции в вопросах здоровья и здорового образа жизни (пропаганда здорового образа жизни, консультативная деятельность с родителями по проблемам сохранения и укрепления здоровья детей);

- вовлечение родителей в педагогический процесс и в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ (проведение Дней здоровья, конкурсов, праздников, акций, оформление стенгазет, ширм, выпуски садовской газеты «Родничковая мозаика»).

^ 6. Мониторинг деятельности по проекту.

Цель – получение целостного представления о формировании культуры здоровья у дошкольников.

Задачи

1. Получение максимально полной информации об особенностях деятельности по проекту:

- отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни;

- представлений о здоровье, особенностях знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его;

2. Сформированность у детей понятий валеологической культуры:

▪ наличие представлений об организме;

▪ обладание знаниями о поддержании, укреплении и сохранении здоровья, умение самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

3. Представление полной информации участникам проекта разного уровня.

4. Эффективность организации развивающе-коррекционной работы в ДОУ.


Компоненты мониторинга

1. Система мониторинга здоровья и физической подготовленности воспитанников.

2. Педагогическая диагностика уровня развития понимания детьми компонентов «культура здоровья». Диагностика осуществляется на основе материалов программы «Детство», авторы Т.И, Бабаева, Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А.

3. Уровень повышения профессиональной компетентности педагогов, мониторинг участия воспитателей в методических мероприятиях разного уровня.

4. Мониторинг участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ, мониторинг удовлетворенности родителями деятельностью ДОУ.

5. Мониторинг взаимодействия ДОУ с социумом.


Мониторинг осуществляется по следующей схеме


































Контроль осуществляется:


Основные направления

Параметры и средства контроля

1. Комплексная диагностика здоровья детей


1.1 Соответствие физического развития ребенка возрастной норме (диагностическая методика В.В.Бунак)

- осмотр детей специалистами поликлиники;

- определение групп здоровья детей (начало и конец года переход детей из одной группы здоровья в другую), рекомендации врача;

- анализ заболеваемости детей по месяцам, за год, анализ причин заболеваний детей, рекомендации по улучшению работы с детьми;

- анализ посещаемости детей по месяцам, за год;

- антропометрия

- динамометрия

1.2 Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева)

2. Мониторинга физической подготовленности детей

по «Тест-Программе мэра Москвы для дошкольников» (два раза в год – сентябрь и май).

3. Медико-педагогический контроль

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки

- выполнение сан эпидрежима

- анализ соблюдения двигательного режима, проведением физкультурных занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий

- контроль за организацией питания

- анализ подготовки к оздоровительным сезонам

- контроль за проведением периода адаптации

4. Контроль за информационно-просветительской работой в ДОУ

- анализ организации просветительской работы с родителями

- мониторинг участия родителей в совместной деятельности по оздоровлению и физическому развитию детей

- анкетирование родителей «Удовлетворенность услугами»

- интервьюирование детей и родителей


^ Диагностика усвоения детьми образовательного материала проекта

Диагностические задачи

Методы

1. Отношение ребенка к здоровому образу жизни

  • Индивидуальная беседа с ребенком

  • Проблемные диагностические ситуации

  • Анализ продуктов детской деятельности

  • Наблюдение

2. Представление дошкольника о здоровье, собственном организме, методах и приемах поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье

  • Беседы

  • Диагностические игровые задания

  • Проблемные ситуации

  • Наблюдение

  • Опрос родителей и педагогов

3. Уровень культурно-гигиенических навыков, умений и навыков самообслуживания

  • Наблюдение за детьми в режимных процессах

  • Беседы

4. Знание основ безопасного поведения дома и на улице

  • Беседы

  • Диагностические игровые задания

  • Проблемные ситуации


^ 9. Обеспечение проекта

9.1 Кадровое обеспечение

Специалист

Направление деятельности

Заведующий

– общее руководство по внедрению проекта, анализ реализации проекта, контроль за соблюдение охраны жизни и здоровья детей.

^ Заместитель заведующей

по ВМР

– нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение реализации деятельности, проведение мониторинга, контроль за деятельностью.

Старший воспитатель

– разработка рекомендаций по реализации физкультурно-оздоровительной работы, организация консультативной работы, мониторинг.

^ Врач, старшая медицинская сестра

– обследование детей по скрининг-программе и выявление патологии, утверждение списков части и длительно-болеющих детей, определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, контроль гигиенического воспитания и обучения детей и родителей.

^ Инструктор по физической культуре, в том числе

(по плаванию)

– определение показателей двигательной активности детей, развивающее-коррекционная деятельность, физкультурно-оздоровительная деятельность, внедрение здоровьесберегающих технологий, пропаганда здорового образа жизни.

Воспитатели

– внедрение здоровьесберегающих технологий, пропаганда здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительная деятельность.

^ Музыкальные руководители

- использование средств музыкального воспитания в создании положительного эмоционального настроения в течение дня, участие в коррекционно-развивающей работе

Педагог-психолог

– развивающе-коррекционная работа в психическом развитии, система психологической разгрузки, внедрение здоровьесберегающих технологий, пропаганда здорового образа жизни.

^ Младший воспитатель

– соблюдение санитарно-гигиенического режима, помощь педагогам в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.













^ Заместитель заведующей

по АХР

– обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ, создание материально-технических условий, контроль за выполнением обслуживающего персонала санитарно-гигиенических условий.

Повар

– качественное приготовление блюд.


sankt-peterburgskaya-medicinskaya-akademiya-poslediplomnogo-obrazovaniya.html
sankt-peterburgskie-vedomosti-spbvedomostiru-16052011-pochemu-ne-plodonosit-pensionnaya-reforma.html
sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-arhitekturno-stroitelnij-universitet.html
sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-im-akad-i-p-pavlova-ministerstva-zdravoohraneniya-i-socialnogo-razvitiya-rf.html
sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-tehnologicheskij-institut-tehnicheskij-universitet.html
sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-universitet-informacionnih-tehnologij-mehaniki-i-optiki.html
  • klass.bystrickaya.ru/anketa-dlya-uchastnikov-nahoditsya-na-oficial.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-09-20-fakultet-psihologo-pedagogicheskij-ochnaya-forma-obucheniya-specialnost-klinicheskaya-psihologiya-specializaciya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zimin-vyacheslav-petrovich-familiya-imya-otchestvo.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-obshej-teorii-politicheskoj-ekonomii-stranica-12.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referata-po-discipline-osnovi-teorii-i-sistemnij-analiz.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-nachalnika-upravleniya-zags.html
  • control.bystrickaya.ru/blavackij-v-d-antichnaya-polevaya-arheologiya-stranica-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grodnenskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-yanki-kupali-emocii-cheloveka-v-normalnih-i-stressornih-usloviyah-pod-obshej-redakciej-a-i-yarockogo-i-a-krivolapchuka-grodno-2001-stranica-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/normi-ocenki-riska-vsestoronnij-obzor-organizacionno-tehnicheskogo-urovnya-i-effektivnosti-sushestvuyushih-mer-po-predotvrasheniyu.html
  • urok.bystrickaya.ru/primer-3-zhenshina-58-let-e-g-ejdemiller-i-v-dobryakov-i-m-nikolskaya.html
  • urok.bystrickaya.ru/pri-izuchenii-temi-predmeti-vokrug-nas-programma-korrekcionnoj-raboti-sozdana-dlya-organizacii-obucheniya-i-vospitaniya.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-issledovanie-rinka-konsaltingovih-uslug.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihoterapiya-centrirovannaya-na-kliente-i-ee-issledovaniya64-karl-rodzhers.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-sushnost-i-soderzhanie-socialnogo-l-a-burganova-sociologiya-upravleniya.html
  • school.bystrickaya.ru/dzhon-charlz-filds-1863-1932-programma-tezisi-dokladov-ministerstvo-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-permskij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-spisok-k-itokava.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-tkzetn-memlekettk-organ-kentau-alasi-kmn-apparati-160400-kentau-yassavi-daili-87-j-108-blme.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prostorovij-rozpodl-galaktik.html
  • reading.bystrickaya.ru/koordinaciya-politiki-sng-diplomnaya-rabota-na-temu-gattvto-i-ego-rol-v-razvitii-mezhdunarodnoj-torgovli.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-3-soderzhanie-programmi-4-uchebno-tematicheskij-plan-8-stranica-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-b-matematicheskij-i-estestvennonauchnij-cikl-v-nauchnie-osnovi-innovacionnih-tehnologij-stranica-6.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-discipline-ekologiya-gorodskoj-sredi-stranica-7.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvodnie-konstrukcii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temperaturnie-usloviya-izveshenie-o-provedenii-otkritogo-konkursa-na-okazanie-uslug-po-energeticheskomu-obsledovaniyu.html
  • institute.bystrickaya.ru/fakultet-standart-i-form.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vopros-kto-imenno-otvet-ya-v-sojma-zapreshennij-stalin.html
  • lesson.bystrickaya.ru/proizvodstvo-stroitelnih-malyarnih-rabot-chast-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/livaniskij-placdarm-bezhenci-zhejmyalisa-gonka-na-vizhivanie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-fizicheskaya-himiya-materialov-i-processov-elektronnoj-tehniki-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-nadezhnost-informacionnih-sistem-specialnost.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskoe-energeticheskoe-agentstvo-regionalnie-programmi-18-ulyanovsk-18-v-ulyanovske-opredeleni-nominanti-konkursa.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-referatov-krugozor.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/naznachenie-i-klassifikaciya-zashitnih-sooruzhenij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postanovka-voprosa-o-granicah-dushevnogo-zdorovya-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnogo-socialno-ekologicheskogo-soyuza.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.