.RU

Роль Языка в формировании духовной культуры


роль Языка в формировании духовной культуры


Агапова Т.В., Айснер Л.Ю.

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия


Spiritual life has an important role in the society. It allows a person to solve the vital contradictions, gives him a possibility to realize his abilities. Spiritual life favours the development and spreading of information and educational technologies. In the process of spiritual activity the man acquires his knowledge thanks to the intercourse by means of the language, which allows perceiving the world the way it is reflected in the culture.


Духовная культура как основа духовной жизни играет на различных этапах развития общества ведущую роль. Духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей. Духовная культура позволяет человеку не только успешно решать жизненные противоречия, но и открывает перед ним возможность максимально полной реализации задатков. Предметные формы духовной культуры – это результаты духовной деятельности и отношения между людьми, развитие и реализация способностей человека.

«Духовная культура – тайна человеческой души и фактор социализации» [1, с. 7]. Духовная культура каждого человека «произрастает» в культуре его народа и человечества в целом. Они оказывают взаимное влияние друг на друга. В любой духовной культуре как человека, так и множества людей, существующих в социокультурной общности, взаимно обусловливают друг друга мировосприятие и вера, «средство изменения нравственного мерила на основе высшей способности человеческой души». Культура – это обобщенное средство социального управления. Социально-прогрессивная творческая деятельность человека затрагивает все стороны бытия и сознания. Феномен духовной культуры – это не пассивное отражение творческой деятельности человека, а активное начало, субъект социального управления [1, с. 8-9].

В процессе духовной деятельности человек получает знание из своих способностей образовывать внутреннее знание, из наблюдения, благодаря общению. Именно языки позволяют понимать и воспринимать мир не таким, как он существует, а таким, каким он спроецирован на экран культуры. Языки мира различаются строением, грамматическим и словарным составом и еще многим другим, однако всем языкам свойственны общие закономерности и системная организация. Они играют различную роль в жизни общества, но все они отражают отношения, существующие в культуре.

В духовной культуре любого общества как деятельной формы бытия человека четко выделяются следующие формы сознания: 1) формы обыденного сознания; 2) формы теоретического сознания; 3) художественно-образные формы сознания; 4) религиозные формы сознания [2, с. 29]. Все эти формы сознания создают знаково-ценностный мир культуры, ее текст.

Каждая форма сознания имеет свой язык: религиозная – сакральный, художественно-образная – язык искусства или художественный язык, форма теоретического сознания – язык науки, форма обыденного сознания – обыденный или естественный язык. Понимание специфики каждого языка открывает нам дорогу к познанию не только какой-то определенной формы сознания, но и мира человека, общества и культуры.

Если обыденное сознание «говорит» на естественном языке, то теоретическое - на особом символическом, поэтому требует специальной подготовки в освоении законов и методов науки. Гадамер говорит о «двусмысленности» языка науки: с одной стороны, «наука вырабатывает свои языковые средства, служащие целям фиксации процесса исследования и обеспечению беспрепятственной коммуникации», но с другой стороны, «наука вводит в обращение язык, становящийся достоянием массового сознания и претендующий на преодоление пресловутой непонятности науки». Научная речь – это «опосредствующее звено между специализированным языком» и «языком живым, растущим и меняющимся» [3, с. 51-52]. Не зная естественного языка, мы не сможем понять языка науки.

Наибольшей полноты самовыражения духовная культура человека и общества достигается в воплощении художественно-образного сознания, реализуемого в семиотических системах искусства. Искусство не может претендовать на создание общей картины мира вследствие своего субъективного характера и, следовательно, принципиальной недостижимости независимого от ценностно-мировоззренческих установок художника мировидения. Художественные образы мира, как и научные, охватывают мир также лишь в некоторых аспектах, а не мир в целом, обладающий бесконечным разнообразием. Мир, открывшийся музыканту, и мир, открывшийся ученому, это не отдельный автономный мир, а всего лишь аспект реального бесконечного единого мира, на который со своих позиций смотрят поэт, математик и человек, занимающийся предметно-практической деятельностью [4, с. 39].

Искусство – это важнейший культурный феномен, т.к. служит полюсом притяжения всех освобожденных сил человека. Это одна из основных составляющих эмоционально-творческой стороны духовной культуры [5, с. 11]. Искусство отображается в художественно-образной текстовой форме духовной культуры, структуру содержания которой составляют такие понятия как: красота, образ, идеал, сопереживание, форма и содержание.

Индивидуальный голос творца есть его художественный язык, который обычно имеет символическую форму. Художественный язык – это набор не готовых знаков, а определенных типовых форм, от которых отталкивается автор при создании собственного языка, состоящего из новых оригинальных элементов (при отсутствии таких элементов творчество художника воспринимается как целиком банальное по языку и не имеющее самостоятельной ценности) [6, с. 268].

Художественный язык, как и другие языки, имеет знаковую форму, где каждый символ имеет определенное значение. Так, в иконографии индуизма восемь рук Вишну обозначают четыре основные и четыре промежуточные точки компаса, а четыре лица иллюстрируют идею четырех аспектов Бога, выделяя его силу, знание, власть и могущество.

Своеобразие художественного языка представлено в форме «духовно-практического освоения мира и творческой деятельности», связанного «с реализацией совершенно определенной человеческой потребности и способности». Для выявления этой потребности и способности принципиальное значение имеет положение К. Маркса «о человеке богатом и в то же время нуждающемся во всей полноте проявлений жизни, что выражает всеобщую и фундаментальную потребность человеческого бытия» [7, с. 213].

Основной составляющей художественного языка является художественный текст, который может быть представлен в разных формах: предмет живописи, музыкальное произведение, рассказ и т.д. Каждая из этих форм – это произведение искусства, которое воплощает в себе «проекцию духовного устремления, поиск чувств и желаний», т.к. рождается из потребности людей преобразовать, «очеловечить» свое чувственное восприятие действительности в соответствии с общественной практикой, которая поставляет этой потребности весь необходимый материал [8, с. 220].

Материализацией религиозного сознания является сакральный язык. Сакральный язык – это форма и структура особого пространства культуры – ее горизонта, связи с миром Бога, т.к. религия на протяжении всей истории человечества выступала духовным ядром культуры. Понимание специфики сакрального языка открывает нам дорогу к познанию духовных миров человека и общества. Сакральный язык отличается от других языков тем, что это язык святости, отличающийся от повседневного языка. Его можно определить как «храм бытия».

Также как и другие языки, сакральный язык – это структура организации культуры, т.е. некое упорядочение, расстановка границ в пространстве и времени, мироустроение. Иметь общее пространство – время – значит уметь ориентироваться и создавать общий ритм жизни. А для этого нужна общая точка отсчета, чем в данном случае и является сакральный язык.

Важным компонентом языка религии является религиозная лексика, та часть словарного состава естественного языка, с помощью которой выражаются религиозные значения и смыслы. В языке религии слова часто употребляются в переносном значении, тексты насыщены метафорами, аналогиями, аллегориями, историзмами, архаизмами и т.д. Благодаря сакральному языку религиозное сознание становится действенным, практическим [9, с. 25].

Трансцендентальность сакрального языка заключается в знаковом представлении идеального (другого) Божественного мира. Сакральный язык является языком, в котором воплощены сверхъестественные сущности бытия.

Понимание сущности языков открывает нам путь не только к изучению самих форм сознания, но и мира духовной культуры в целом. Познание духовной культуры способствует духовному развитию человека, открывает возможность для реализации его способностей и направлено на создание и распространение образовательных технологий в современном обществе.


Литература

  1. Агошков, А.В. Культура человечности / А.В. Агошков // Личность. Культура. Общество. Т. 2. Выпуск 3 (4). – 2000. – С. 7-24

  2. Ростовцева, Т.А. Философия общественного сознания: Опыт феноменологического анализа: учеб. пособие / Т.А. Ростовцева. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1996. – 79 с.

  3. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер; пер. с нем. – М.: Искусство, 1991. – 367 с.

  4. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. – М.: Наука, 1988. – 216 с.

  5. Соколов, В.Э. Понятие, сущность и основные функции культуры: уч. пособие / В.Э. Соколов. Ленинград, 1989. – 83 с.

  6. Махлина, С. Семиотика культуры и искусства / С. Махлина. – 2-е изд., расш. и испр. Кн. 2. – СПб.: Композитор СПб, 2003. – 340 с.

  7. Общественное сознание и его формы / Предисл. и общ. ред. В.И. Толстых. – М.: Политиздат, 1986. – 367 с.

  8. Там же

  9. Ворошилова, А.А. Религиозное сознание и способы его существования: Монография / А.А. Ворошилова. – Красноярск: СибГАУ, 2002. – 144 с.

santana-adilson-konsejsan-sbornik-dokladov-i-vistuplenij.html
santyago-bernabeu-primet-tennis-irina-ksyondzova-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-61-11-04-2012-c-2.html
sapa-menedzhment-zhjes.html
sapali-sabatan-ntizhege.html
sapin-m-r-briskina-z-g-anatomiya-i-fiziologiya-detej-i-podrostkov-uchebn-posobie-dlya-stud-vuzov.html
sapogova-razdel-i-obshie-voprosi-psihologii-razvitiya-glava-vvedenie-v-psihologiyu-razvitiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-profilaktike-terrorizma-i-ekstremizma-provodimih-v-municipalnih-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-primorskogo-kraya-na-2012-god-stranica-13.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/severnij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
  • crib.bystrickaya.ru/hvatit-rabotat-na-figurnoe-katanie-novosti-7.html
  • student.bystrickaya.ru/33-professionalnaya-podgotovka-letnogo-sostava-nastavlenie-po-proizvodstvu-poletov.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-uchebno-metodicheskogo-obedineniya-vuzov-rossii-po-obrazovaniyu-v-oblasti-mezhdunarodnih-otnoshenij.html
  • studies.bystrickaya.ru/a-a-a-vot-ti-gde-rodimij-zasekla.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xxviii-vozvrashenie-aleksandr-dyuma-tri-mushketera-s-illyustraciyami.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-15-duhovnoe-voskresenie-voprosi-bez-otvetov-glava-pochemu-oni-veryat.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-ocenke-raboti-studentov-s-ispolzovaniem-mnogoballnoj-shkali.html
  • essay.bystrickaya.ru/blok-tehnika-sistemi-krivich-psihologicheskaya-koncepciya-informacionnogo-rekonstruirovaniya-narodnih-tradicij-fizicheskoj-kulturi.html
  • report.bystrickaya.ru/informatika-i-informacionnie-tehnologii-v-ekonomike.html
  • bukva.bystrickaya.ru/plan-vstuplenie-3-ponyatie-gosudarstvennoj-registracii-prav-na-nedvizhimoe-imushestvo-i-sdelok-s-nim-4-poryadok-gosudarstvennoj-registracii.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-obnovlenie-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-rossii-g-g-diligenskij-stranica-12.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovet-deputatov-municipalnogo-obrazovaniya-orzhickoe-selskoe-poselenie-municipalnogo-obrazovaniya-lomonosovskij-municipalnij-rajon-leningradskoj-oblasti-resheni-e.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otdel-tretij-prepodobnij-nil-sorskij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-soglasovano-zamestitel-predsedatelya-komiteta-po-informatizacii-i-svyazi-stranica-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-5-issledovatelskaya-i-tvorcheskaya-rabota-gimnazistov-programma-konferencii-6-dokladi-na-plenarnom-zasedanii-13.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tuda-vtekaet-a-ottuda-ne-vitekaet-do-nedavnego-vremeni-problemi-amerikanskoj-ekonomiki-istinnie-ili-mnimie.html
  • grade.bystrickaya.ru/novij-vek-russkogo-parlamentarizma-pervij-kanal-novosti-14-10-2005-kokorekina-olga-12-00-8.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya17-19111984-m-k-mamardashvili-psihologicheskaya-topologiya-puti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-521-bezopasnost-gidrotehnicheskih-sooruzhenij-obektov-promishlennosti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aerotenki-vitesniteli-bez-regeneratorov-spravochnoe-posobie-k-sn-i-p-04-03-85-proektirovanie-sooruzhenij-dlya-ochistki-stochnih-vod.html
  • letter.bystrickaya.ru/mir-kak-v-zhizni-i-kak-v-iskusstve-vtoroj-plan-46-kompozitor-48-rezhisserskij-scenarij-49-otstuplenie-o-pravde.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rejting-vipolneniya-zadanij-pervoj-chasti-po-gorodam-i-rajonam-matematika-sbornik-analiticheskih-materialov-edinij.html
  • crib.bystrickaya.ru/harakteristika-istochnikov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-srednee-professionalnoe-obrazovanie-proekt-federalnogo-zakona-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii.html
  • klass.bystrickaya.ru/92-prepyatstviya-i-trudnosti-po-voprosam-detej-invalidov-konsolidirovannij-tretij-i-chetvertij-doklad.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtor-sostavitel-n-a-ionina-2003-stranica-39.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-a-schaste-bilo-tak-vozmozhno-po-povesti-i-s-turgeneva-.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proekt-holodilnoj-kameri-dlya-hraneniya-yablok.html
  • znanie.bystrickaya.ru/63-temi-obrazi-syuzheti-v-tvorchestve-s-kalyaeva-nauchno-prakticheskoe-spravochnoe-posobie-sandzhi-kalyaevich-kalyaev.html
  • report.bystrickaya.ru/iz-opita-ispolzovaniya-kompyuternih-tehnologij-v-prepodavanii-disciplini-analiticheskaya-himiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-o-pereutverzhdenii-rp-na-ocherednoj-uchebnij-god-i-registraciya-izmenenij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverdit-generalnij-plan-selskogo-poseleniya-vahovsk-s-raschetnoj-chislennostyu-naseleniya-do-2028-goda-2-580-chelovek-soglasno-prilozheniyu-reshenie-opublikovat-v-rajonnoj-gazete-novosti-priobya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/studencheskoe-lekcionnoe-turne-slt-russia-cis-201112.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.