.RU

С. А. Брусов Уважаемые коллеги!


Доклад управляющего делами МЮ РТ

С.А. Брусов


Уважаемые коллеги!

В своем выступлении я хотел бы остановиться на итогах работы Министерства юстиции по обеспечению деятельности государственных нотариальных контор за 2005 год, проблемах государственного нотариата и перспективах его развития.

В 2005 году в Республике Татарстан работало 16 государственных нотариальных контор. Сегодня действующих всего 13 государственных нотариусов, 12 секретарей, 3 помощника нотариуса и 1 стажер. Штатное расписание государственного нотариата составляет 62 единицы.

За 2005 год государственными нотариусами было совершено 46 714 (диаграмма № 1) нотариальных действий и собрано государственной пошлины в размере 4 346 272 рубля (диаграмма № 2). Министерство юстиции РТ своевременно обеспечило государственные нотариальные конторы финансированием, которое было освоено на оплату труда, услуги связи, канцтовары, коммунальные услуги и арендную плату за помещения, приобретение и техническое обслуживание компьютеров и оргтехники, приобретение программы «Экспресс» и хозяйственные нужды.

27 мая 2005 года в Министерстве прошло рабочее совещание государственных нотариусов, по итогам которого был составлен и выполнен план реализации критических замечаний.

За 2005 год в адрес Министерства юстиции Республики Татарстан поступило 22 обращения от граждан и юридических лиц по вопросам деятельности государственных нотариальных контор, на которые даны соответствующие разъяснения.

С 2005 года Министерство юстиции РТ является администратором поступлений государственной пошлины за совершенные нотариальные действия государственных нотариусов в бюджет, и осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты данных платежей и их возврата. В связи с этим, Министерство юстиции РТ заключило соответствующее Соглашение на 2006 год с Управлением федерального казначейства по РТ.

Немаловажно отметить, что в соответствии с пунктом 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, взимаемая государственными нотариусами, перечисляется в бюджеты муниципальных образований.

Таким образом, если государство (в том числе, и федеральные органы власти) заинтересовано в пополнении местных бюджетов за счет таких доходных источников, как государственная пошлина за совершение нотариальных действий и нотариальные тарифы, то на наш взгляд следует поддерживать и развивать систему государственных нотариальных контор.

Пример: ГНК Высокая Гора – за 2005 год собрано госпошлины 556 741 рубль, в 2006 году – 0 рублей, в связи с переходом государственного нотариуса на частную нотариальную практику.

В Республике Татарстан работают более 100 нотариусов, занимающихся частной практикой. В результате законодательных коллизий в последнее время в нашей республике отмечается тенденция к сокращению числа государственных нотариусов, что негативно сказывается на социальной защищенности, обеспечении прав и законных интересов граждан и юридических лиц, особенно в сельских дотационных районах республики (диаграмма № 3).

На основании Положения о Министерстве юстиции РТ Минюст республики обеспечивает кадрами деятельность государственных нотариальных контор (помощники, секретари, стажеры, охранники и т.д.). Должность государственного нотариуса также находится в штате нашего министерства. Законом Республики Татарстан «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» должность государственного нотариуса включена в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан. С 2004 года государственные нотариусы в нашей республике являются государственными гражданскими служащими Республики Татарстан.

При анализе преимуществ либо недостатков организации и деятельности государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой, следует также иметь в виду, что ответственность за вред, причиненный действиями нотариуса, занимающегося частной практикой, несет сам нотариус в том числе, принадлежащим ему имуществом, а государственный нотариус за подобные действия несет ответственность в порядке, установленном законом, то есть дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность. Ущерб, причиненный государственным нотариусом возмещается за счет казны субъекта Российской Федерации согласно ст.1069 ГК РФ.

К сожалению, претензии отдела Главного управления МЮ РФ по Приволжскому федеральному округу и Прокуратуры Республики Татарстан о несоответствии действующему законодательству п. 3.2.11 Положения о Министерстве юстиции РТ нашли свое отражение в решении Верховного суда Республики Татарстан 18.01.2006г. в части слова «кадровое», а также в части наделения Министерства юстиции Республики Татарстан полномочием осуществлять организационное обеспечение деятельности государственных нотариальных контор, что на наш взгляд не может быть признано в правовом отношении обоснованным.

Во-первых, поскольку в соответствии со ст.72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения, то по вопросам нотариата может осуществляться правовое регулирование субъектами РФ. Указанное положение о нотариате как о сфере совместного ведения накладывает отпечаток на построение нотариального законодательства как двухуровневого, сочетающего законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ. В целом ряде статей Основ законодательства РФ о нотариате есть отсылки к законодательству субъектов Федерации, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование. Однако пока на уровне субъектов РФ законов о нотариате принято не много. В частности, законы о нотариате приняты в Нижегородской области, Республике Башкортостан, Смоленской области.

Во-вторых, согласно ст. 23 Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ к компетенции субъекта Российской Федерации отнесено материально-техническое и финансовое обеспечение государственных нотариальных контор, определение количества должностей нотариусов в нотариальном округе, пределов нотариальных округов в границах территории субъекта Российской Федерации.

В третьих, в статье 4 Основ законодательства РФ о нотариате определено, что квалификационные комиссии, которые принимают экзамены у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью образуются при органах юстиции Республик в составе Российской Федерации.

В четвертых, статья 7 Основ законодательства РФ о нотариате предоставляет возможность органам юстиции субъектов Российской Федерации по поручению Министерства юстиции РФ создавать государственные нотариальные конторы

Пятое. Содержание функции организационного и кадрового обеспечения деятельности государственных нотариальных контор в Республике Татарстан следует рассматривать с точки зрения пункта 2.1.3. Положения, согласно которому одной из задач Министерства является обеспечение условий, достаточных для успешного осуществления деятельности государственных нотариусов на территории Республики Татарстан.

И шестое. Необходимо отметить, что указанные функции не идентичны функции контроля за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. Предметом контроля является соблюдение нотариусами законодательства о порядке совершения нотариальных действий. Такая функция Положением не закреплена и Министерством юстиции РТ не осуществляется.

Таким образом, изложенное доказывает, что органы государственной власти Республики Татарстан в том числе Министерство юстиции РТ не могут быть устранены от организационного, кадрового, материально-технического и финансового обеспечения государственных нотариальных контор.

Вместе с этим в законодательстве существуют противоречия вышеназванному федеральному закону от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, так в части второй статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой, а в Положении о Федеральной регистрационной службе предусмотрено, что определение количества должностей нотариусов в нотариальном округе находится в совместном ведении Федеральной регистрационной службы и Федеральной нотариальной палаты.

Следствием такой несогласованности между вышеназванными Федеральным законом, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Указом Президента Российской Федерации являются возникшие проблемы по определению полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов государственной власти и нотариальных палат, по решению вопросов о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе, нарушений норм статьи 36 Основ законодательства РФ о нотариате, где установлен порядок оформления наследства, приема и увольнения государственных нотариусов, оформления стажеров, замещений государственных нотариусов на период их отсутствия, повышения квалификации и т.д.

На наш взгляд, было бы целесообразно предпринять ряд мер по развитию нотариата в Республике Татарстан, в частности:

1. Государственному Совету Республики Татарстан желательно определить количество государственных и частных нотариусов в нотариальном округе и пределы нотариальных округов в границах территории Республики Татарстан.

2. В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, гарантированного обеспечения нотариальными услугами населения муниципальных образований, где нет нотариусов или их количество недостаточно, Министерству юстиции РТ необходимо продолжить работу совместно с Федеральной регистрационной службой и Нотариальной палатой РТ по следующим вопросам:

- развития системы государственного нотариата, в том числе увеличения численности государственных нотариусов;

- совершенствования нормативно-правовой базы в данной сфере.

3. Образовать (восстановить) в составе Министерства юстиции РТ отдел государственного нотариата.

relyativistskij-podhod-k-teorii-istini-chast-2.html
remarka-1-mat-i-zhena-garnizon-letayushej-kreposti.html
rembrandt-van-rejn-vozvrashenie-bludnogo-sina-recepter-v-rembrandt-bludnij-sin.html
remeslo-dovlatov-stranica-8.html
remix-to-combine-or-edit-existing-materials-to-produce-something-new.html
remont-antikorrozijnogo-pokritiya-vnutrennej-poverhnosti-baka-akkumulyatora-sistemi-goryachego-vodosnabzheniya-na-estonskoj-elektrostancii-stranica-4.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-komiteta-tpp-rf-po-razvitiyu-lesnoj-promishlennosti-i-lesnogo-hozyajstva-za-2005-god-16-iyunya-2005-goda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tv-11-pervij-kanal-novosti-14-03-2005-agoshkov-evgenij-09-00-11.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instruktivno-metodicheskoe-pismo-ministerstva-obrazovaniya-respubliki-belarus-o-prepodavanii-uchebnogo-predmeta-geografiya-v-20112012-uchebnom-godu-tipovimi-uchebnimi-planami-uchrezhdeni.html
  • spur.bystrickaya.ru/koordinaciya-nauchno-issledovatelskih-rabot-itogi-deyatelnosti-otdeleniya-biologicheskih-medicinskih-i-selskohozyajstvennih.html
  • institute.bystrickaya.ru/glikemicheskij-indeks-produktov-i-ego-rol-tochnaya-insulinoterapiya-insulinzavisimogo-saharnogo-diabeta-praktika.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prodolzhalos-stroitelstvo-na-oao-baltijskij-zavod-v-g-sankt-peterburg-atomnogo-ledokola-50-let-pobedi.html
  • student.bystrickaya.ru/1-organizacionno-ekonomicheskaya-harakteristika-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/detskaya-shizofreniya-i-dizontogenez-klinicheskij-aspekt-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-gruppi-gm131-specialnosti-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • desk.bystrickaya.ru/politicheskie-i-pravovie-ucheniya-v-rossii-v-period-dalnejshego-ukrepleniya-dvoryanskoj-monarhii-vtoraya-polovina-xviii-v.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-g-orsk-reglament-konferencii-mesto-provedeniya-ogti-filial-gou-ogu-g-orsk-pr-mira-15-a.html
  • writing.bystrickaya.ru/kursi-200102-ak-g-anglijskij-yazik.html
  • klass.bystrickaya.ru/aktrisa-chulpan-hamatova-o-tom-chto-segodnya-proishodit-s-blagotvoritelnostyu-v-rossii-i-pochemu-ona-obrashaetsya-za-pomoshyu-k-putinu.html
  • report.bystrickaya.ru/i-harakteristika-izdaniya-stranica-9.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mi-dolzhni-smotret-na-problemi-invalidov-otkritimi-glazami.html
  • shkola.bystrickaya.ru/teoriya-i-gipoteza.html
  • tasks.bystrickaya.ru/21-viderzhka-iz-bitvi-derevev.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pragmalingvisticheskij-analiz-anglijskih-sokrashenij-v-leksikograficheskom-i-uchebnom-delovom-diskursah.html
  • bystrickaya.ru/vidi-grazhdansko-pravovoj-otvetstvennosti-chast-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-uchashihsya-na-urokah-i-vo-vneklassnoj-rabote.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postavka-uchebnoj-literaturi-na-yazikah-korennih-malochislennih-narodov-severa-stranica-13.html
  • essay.bystrickaya.ru/danilkina-anastasiya-i-prikladnie-aspekti-inostrannih-yazikov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vklad-rossijskoj-kulturi-xix-v-v-mirovuyu-kulturu-1-vozniknovenie-i-razvitie-drevnerusskogo-gosudarstva-ix-nachalo-xii-v.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bill-gates-essay-research-paper-bill-gates-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/statya-345-ostavlenie-pogibayushego-voennogo-korablya-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-yuridicheskih.html
  • thescience.bystrickaya.ru/himiya-rastitelnogo-sirya.html
  • turn.bystrickaya.ru/pasport-programmi-naimenovanie-programmi-programma-razvitiya-mou-sosh-35-goroda-krasnodara-na-2007-2012-g-g-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-himii-himiya-v-promishlennosti.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnij-zakon-standart-nekommercheskogo-partnerstva-samoreguliruemaya-organizaciya-obedinenie-stroitelej-gazovogo.html
  • studies.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-rasprostranenii-i-migraciyah-maloj-vipi-chast-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-referatov-dlya-sotrudnikov-milicii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22directx-obekt-razrabotki-programma-na-platforme-microsoft-net-framework.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodi-otbora-gornih-porod-iz-skvazhini.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kolonna-otparnaya-prochnost-ustojchivost-teploobmennik-nasos.html
  • bystrickaya.ru/voprosi-po-istorii-ekonomiki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.