.RU

СКАЗКА В КОНТЕКСТЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ - В. И. Коновалова, директор научной библиотеки нтгспа



^ СКАЗКА В КОНТЕКСТЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

(Опыт работы по программе «Что за прелесть эти сказки!»)


Программа «Что за прелесть эти сказки!» была написана в 1996 г. в рамках эксперимента по введению предмета «Народная культура» в начальные классы школ Астрахани. Базой для ее создания стала концепция данного предмета, созданная московским педагогом Т. А. Пигиловой. Сегодня, когда прошло более 10 лет после создания программы, можно подвести некоторые итоги и оценить ее возможности в плане приобщения детей к богатствам народной культуры.

Основной целью программы было формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста общего представления о культуре своего народа, ее богатстве и разнообразии. Для достижения поставленной цели была избрана работа со сказкой (преимущественно народной), которая позволила малышам узнать удивительные вещи, делающие культуру интересной, понятной, а главное, своей. Эта работа основывалась на следующих принципах: перехода от простого к сложному, от частного к общему, от хорошо знакомого к новому; принципе «спирального обучения», позволяющем, возвращаясь к старым темам, расширять и углублять их; принципе интеграции; принципе практического закрепления материала.

Данная программа рассчитана на два года обучения: первый год предполагает приобщение детей к предмету изучения – народной культуре, программа второго года опирается на введение представлений об истоках нравственности и выявление черт национального характера.

Возрождение интереса к национальным культурам позволило ввести в воспитание малыша сказку не только как жанр фольклора, но и как инструмент активного изучения ребенком духовного прошлого древних народа.

В момент появления программы коллектив лаборатории народной культуры, созданной в Астраханском областном институте усовершенствования учителей, решал для себя вопрос о том, стоит ли держаться исторических корней или лучше, современнее, а стало быть, практичнее не иметь приоритетов и не предлагать их детям. Могут ли вообще существовать культурные «якоря» и обязательно ли человеку знать прошлое своего народа, если это не актуальная культура, а культура прошлого? Особенно в эпоху глобализации, когда стираются границы, а страны и народы стремятся к объединению экономик, денег, языка.

Сегодня мы может точно сказать, что глубокое знакомство с собственной культурой ребенку (да и взрослому!) не просто нужно, а жизненно необходимо именно в силу указанных обстоятельств. Народная культура отличается глубоким внутренним единством, позволяющим соединять порой кажущееся несоединимым, выявлять естественные связи, определять влияние разных сфер и явлений друг на друга.

Почему же была выбрана именно сказка? Во-первых, сказка давала возможность познакомиться с новыми словами и понятиями (вернее, старыми, но ныне не употребляемыми, а потому незнакомыми для современного ребенка). Во-вторых, она позволяла погрузиться в материальную и духовную культуру прошлого, представить себе жизнь наших далеких предков (это касается, например, сказок о животных и так называемых новеллистических, бытовых сказок). Каждая из сказок раскрывает свои секреты, рассказывает о верованиях и предпочтениях наших предков, о тех, кому они доверяли свои жизни и счастье своих детей. В-третьих, сказка с детского сада знакома детям как «волшебный помощник». Поэтому именно волшебная, или чудесная, сказка, в которой обязательно случается что-то необыкновенное, где «живут» чудеса, а героям помогают животные и волшебные предметы, стала для нас главным объектом изучения.

И, конечно, сказка создает совершенно особую атмосферу «путешествия» в прошлое, обостряет чувства, включает фантазию… Приведем в качестве примера фрагмент занятия «Боги и идолы наших предков». Из предыдущих занятий детям уже известно, что наши предки обожествляли саму природу, наделяли ее способностью жить, чувствовать, думать, почитали все вокруг живым. Главными богами долгое время были одушевленные стихии и природные силы. До того, как они обрели антропоморфный облик, стали похожи на людей, они имели вид куда более грозный, масштабный, неясный. Это были четыре главных стихии природы – огонь, вода, земля и воздух – во всем их разнообразии.

«С тех пор, как вечность тому назад, столкнувшись в титанической борьбе, Огонь, Земля, Вода и Воздух вылепили нашу голубую планету, они зажили в относительном согласии, поделив сферы влияния, и занимались каждая своим делом…

Огонь, могучий кузнец, яростно бушевал, рождая элементы, сплавляя их в вещества.

Вездесущий Воздух, не ведающий покоя, носился по планете, порождая ветры. Они с воем вспенивали Океан, перемешивая его воды, создавая из неживого все многообразие жизни…» [1].

Стоит напомнить детям, что символика стихий имела двойственный характер. Так, с одной стороны, люди преклонялись перед очищающим пламенем, несущим тепло, свет, воплощающим активное начало, приносили ему жертвы – животные и растительные (например, молоком и хлебным квасом). Особо почитали «живой огонь», добытый в ритуальных целях посредством трения деревянных чурок или ударом двух камней друг о друга. Такому огню приписывалась особая сила, порой целебная. Огонь уважали, его боялись, старались не обижать и не оскорблять. Запрещалось плевать в огонь, бросать в него отбросы и нечистоты, топтать его ногами. В таком отношении выразился трепет перед другой сущностью огня – грозной стихией, неукротимой, безжалостной, мстящей за малейший недосмотр, обиду, подобно человеку с дурным нравом.

Вот сказка, которая доказывает это. Ее сочинили селькупы – один из малых народов Сибири. Послушайте и подумайте над тем, о чем в ней рассказывается.

«Говорят, давным-давно это случилось. Случилось в том стойбище, где семь родов жили, где семь чумов стояло!

Однажды собрались все мужчины на охоту. Отправились. Остались одни женщины да дети в стойбище.

Три дня жили, все хорошо было. На третий день в одном чуме женщина себе еду варила… Сама села со своим маленьким ребенком к очагу поближе. Вдруг треснуло полено, полетели искры из очага. Одна попала ребенку на руку. Заплакал ребенок. Женщина огонь попрекает: “Ты что же это делаешь?! Я тебя дровами кормлю, за тобой ухаживаю, а ты моего ребенка обижаешь!”

Испугался ребенок материнского крика, еще больше заплакал. От жалости, от досады шлепнула женщина малыша. Ребенок совсем зашелся. Себя бы женщине винить, а она все на огонь сердится.

– Видишь, что ты наделал! – кричит. – Не будет тебе дров, изрублю тебя, водой залью!

Положила она ребенка в люльку, схватила топор. Топором огонь рубит. Потом набрала в ковшик воды, на огонь плеснула – зашипел огонь, погас… не горит огонь. Темно, холодно в чуме. Ребенок жалобно заплакал: озяб он.

Опомнилась женщина. Нагнулась над очагом, золу разгребает. Так ведь сама сказала, что ни одной искорки не оставит. И не оставила.

А сын все плачет. Мать подумала: “Сбегаю в соседский чум, возьму огня, разожгу очаг”. И побежала.

Только к соседям вошла – у них в очаге пламя заколебалось, садиться стало. Потом последний синий огонек струйку дыма пустил и погас.

Женщина к другим соседям побежала. Чуть дверь отворила – и у них не стало огня. Она к ним даже не вошла – сразу дверь прикрыла. Обошла все стойбище, и всюду огонь погас. Еще только в одном, последнем чуме горит.

Там старушка жила, век доживала. Много знала, много видела. Постояла женщина перед чумом, боится войти. Да что делать? Маленький сын совсем замерзнуть может. Вошла.

Пыхнул огонь, задымил и потух. “Такого еще никогда не бывало, – старушка говорит. – Не натворила ли ты чего, лягушка холодная? Уж не обидела ли ты огонь в своем очаге?”

Сидит молодая женщина, ребенка к груди прижимает, плачет.

Старушка ей говорит: “Свят огонь в очаге, жизнь нам всем дает. Светит, греет и кормит. Погас огонь – все равно, что солнце потухло. Померзнем, пропадем, злая смерть нас возьмет”.

Встала старушка на колени и тут Хозяйку огня увидела. Сидит она в уголке очага. Одежда у нее серая, как зола, а кожа отсвечивает, как уголек, что пеплом подернулся.

– Зачем стараешься? – старушке сказала. – Не будет вам огня. Женщина меня сильно обидела. Лицо мое топором рубила, глаза мои водой заливала, злые слова кричала… Нет у меня такой силы, чтобы огонь у вас запылал как прежде. Теперь его только от человеческого сердца зажечь можно…

– Видишь, что ты сделала? – старушка говорит. – Все семь родов людских из-за тебя, неразумной, пропасть должны. Охотники, храбрые, погибнут, трудолюбивые женщины зачахнут, и дети малые умрут, и старики, и старухи. Потому что нет жизни без огня...

Высохли слезы у женщины. Отдала она ребенка старушке и на камни очага бросилась.

Хозяйка огня пальцем до ее груди дотронулась – разом взметнулось пламя, загудел, забушевал огонь в очаге. Только и видно было, как Хозяйка огня обхватила женщину пламенными руками и вместе с искрами в дымовое отверстие унесла.

А старушка сказала: “Навеки запомнят селькупы, что в нашем стойбище случилось. Будут беречь огонь в очаге!”» [2].

Обсудив с детьми то, что они услышали, подчеркиваем одухотворение огня, его очеловечивание, особое значение для людей.

Наши предки создали множество образов-воплощений огня. Огонь небесный был воплощен не только в солнечном диске – святом у всех земледельческих народов, но и в серебряной луне, ясных звездах, прекрасной девице Заре-Зарянице, богине зари Мерцане и самой молнии – волшебном даре небес людям. Огонь земной, пришедший к людям, тоже сохраняет свою божественную сущность – печке кланялись, белили ее и расписывали, кострам жертвы приносили, не скупясь, точно зная, что малая жертва оскорбит божество, разозлит его – и тогда не миновать беды…

Заканчивается это занятие созданием игрушки или рисунка – Жар-птицы, природа которой по сказке такова, что позволяет ей гореть, не сгорая.

Полагаем, что на примере данного фрагмента видно, как много можно дать детям, если грамотно работать со сказкой, ее текстом, подтекстом, контекстом…

Своя собственная культура всегда выделяется как особенная, наверное, поэтому очень важно, чтобы ребенок мог ее не только чувствовать, но и понимать, а значит, и по-настоящему ею гордиться. Ибо, как сказал А. С. Пушкин, гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное равнодушие.


Примечания


  1. Листикова Н. Сказание о чудесах. М., 1995. С. 186.

  2. Хозяйка огня // Сказки народов мира: в 10 т. М., 1995. Т. 10. Сказки народов Сибири, Средней Азии и Казахстана. С. 425–429.



Н. В. Елизарова, писатель

(Омское отделение Союза российских писателей)

И. Л. Елизарова, воспитатель МОУ Детский сад № 247


^ СКАЗКИ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ ОМСКОГО

ПРИИРТЫШЬЯ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ


В процессе формирования личности ребенка художественной литературе отведено одно из приоритетных мест. Из всего многообразия литературных жанров сказка является мощнейшим средством эстетического развития. Именно поэтому она так активно используется воспитателями детского сада и преподавателями начальной школы в работе с детьми.

Говоря о роли мировых и отечественных сказок в педагогике, нельзя не затронуть вопрос о воспитательном значении сказочных произведений местных авторов, которые также несут огромную эстетическую нагрузку. Ребенка с самого детства необходимо приобщать через печатное и устное слово к культуре родного края. Освоив в детстве литературное краеведение, ребята лучше поймут отечественную и мировую литературу.

Авторов, пишущих для детей, среди современных писателей Омского Прииртышья немного, но это известные в регионе имена; их произведения включены в школьную программу Омска и Омской области.

Творчество детской поэтессы Нины Саранчи ценно как с художественной, так и с педагогической точки зрения. Интересное содержание в органическом единстве с безупречно отточенной формой – его отличительная черта. Ценность поэзии Н. Саранчи заключается в том, что одно из ее главных действующих лиц – ребенок. Лейтмотивом стихов поэтессы являются поступки детей, которых не понимают взрослые. Так, в стихотворении «Опять обидели» родители строго наказывают своего маленького сына за испачканную одежду – для них он озорник и неряха, а мальчик всего лишь, подражая гиппопотаму, пытается копировать его повадки. Н. Саранча позволяет читателю увидеть ребенка и глазами взрослых, и детским взором: «Опять меня обидели, сурово наказали: в обед лишили сладкого и подзатыльник дали. А я-то был хорошим и не шалил ни грамма. Лежал я в луже по уши – играл в гиппопотама…» [1].

Аналогичная ситуация повторяется и в стихотворении «Творчество»; в нем читатель одновременно может познакомиться и с бездельником, и с творческой личностью, отважно бросившейся на штурм ямбов и хореев: все зависит от того, под каким углом смотреть на юного мечтателя: «Я лежу на полу, я смотрю в потолок, я, наверное, стану поэтом… Я уроки никак приготовить не смог, потому что был занят сонетом» [2].

Нина Саранча – тонкий психолог, чуткий знаток детской души. Она всем своим творчеством показывает: мир ребенка – особый, он малопонятен взрослому человеку. Взрослый в нем – чужак, посторонний. Н. Саранча – автор, в котором живет впечатлительный, ранимый и в тоже время озорной, жизнерадостный, способный заразить весельем окружающих ребенок. Благодаря этой особенности поэтесса предстает настоящим другом малышей: она для них и равноправный участник игр и развлечений, и мудрый старший товарищ. Ее стихам присуща занимательность. Остроумные сюжеты заинтересовывают юного читателя, вызывают у него вопросы, помогают строить собственные суждения, позволяют выразить свое отношение к происходящему, дать оценку поступкам героев. Стилистическая тональность большинства ее стихов – мягкая, добрая ирония.

Среди современных писателей региона, пишущих для детей, популярностью пользуется поэтесса Эльвира Рехин. Любое явление может для нее стать толчком к созданию сказочного сюжета: начинка для пирога, капли дождя, ползущие по стеклу, или футбольный мяч. Для ее стихов характерны легкий игровой ритм, лукавая интонация, подвижность звучания, которые легко запоминаются детьми. Такие стихи – забавные, с хитринкой, воссоздающие живую ребяческую речь, а иногда и лепет – можно написать только при условии тесного контакта с детьми, наблюдая за их поведением, прислушиваясь к разговорам, запоминая интонацию. У Э. Рехин богатый опыт общения с детьми: на протяжении многих лет она активно выступает со своими стихами в детских садах и школах.

Художественное мастерство Э. Рехин способствует тому, что сложные для ребенка темы становятся доступными. Стихотворение «Бакен», например, в непринужденной, незатейливой манере знакомит малыша с особенностями речной жизни, обогащает детский словарный запас новыми словами: «А в хрустальном домике / Проживают гномики. / Вечером на речке / Зажигают свечки, / Чтобы не было беды / Пароходам от воды…» [3].

Через литературные произведения автор знакомит детей с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного опыта. Стихотворение «В Кунгурской пещере» рисует, с одной стороны, фотографически точную картину, благодаря которой можно заочно лицезреть красоты уральской природы, с другой – волшебный, фантастический пейзаж: «В загадочном местечке / Идем впотьмах со свечкой, / На стенах бахрома, / Хрустальные дома, / То деревца из льдинок, / То мощные дубы, / Как будто поединок – / И чудо на дыбы. / Здесь сговорились страхи, / Живут и всех страшат, / Ни ящерки, ни птахи, / Ни мух, ни лягушат. / Такая здесь природа, /Я видела сама, / Противная погода, / И каждый день зима» [4].

Стихи Э. Рехин осязаемы: краски, звуки, запахи присутствуют в них так реально, что читатель невольно ощущает свою причастность к происходящему. Эльвира Рехин сказочник и натуралист одновременно. На страницах своих произведений поэтесса создала мини-энциклопедию живой природы, благодаря которой можно почерпнуть многие важные сведения: что герань – светолюбивый цветок, почему у ежа на спине иголки, на какую наживку ловить рыбу. Без напыщенной дидактичности и назойливой назидательности поэтесса прививает своему читателю умение замечать и ценить красоту природы и в меру своих сил сохранять ее богатства. Воспитательное значение детской поэзии Рехин велико – оно несет читателям знание.

Детский писатель Николай Башкатов вводит ребенка в красочный мир богатых художественных образов, способных взбудоражить и расшевелить воображение ребенка. Так, в стихотворении «Страна Шарообразия» действие переносится в выдуманное государство; благодаря своей композиционной и стилевой особенности произведение выполняет задачу не только позабавить малыша – сходные эпизоды, повторение реплик сосредотачивают внимание и способствуют запоминанию: «…В стране Шарообразии / Европы нет и Азии. / В стране Шарообразии / Везде одни шары. / И девочки, и мальчики, / И взрослые, как мячики, / И все-привсе животные: / Шары, шары, шары… / И дебри непролазные / И те – шарообразные, / И даже лужи грязные – / И те шарами в ряд. / И белые и смуглые / Здесь ребятишки круглые, / И круглые-прекруглые / Все речи говорят…» [5].

Прозаическая сказка Н. Башкатова «Даритель счастья», повествующая о зайце, попавшем в западню к волку и лисице и чудесным образом спасшемся от гибели, превратившись в солнечного зайчика, учит детей нравственным основам жизни. В ней автор говорит с юными читателями о человеческих пороках: страхе, глупости, хитрости, хвастовстве. Животные в этой сказке имеют «говорящие» имена, в которых заложены характеристики персонажей: трусливого зайца зовут Дрейф, хищного волка – Острый Клык, изворотливую, лживую лису – Хитрован; звери имеют ярко выраженный характер, повадки, привычки, пристрастия, у каждого своя биография. Сказка Н. Башкатова, прославляя находчивость и смекалку Дрейфа и осуждая вероломство Острого Клыка и Хитрована, учит маленького человека выбору между плохим и хорошим поступком. Но, пожалуй, самая сильная сторона этого произведения заключается в том, что оно содержит четкую психологическую установку, своеобразное руководство к действию – ни при каких обстоятельствах не падать духом, не отчаиваться, не сдаваться, искать выход из трудной ситуации.

Богатейшие воспитательные возможности содержатся в сказках Александра Дегтярева, основную черту творчества которого наблюдательно подметил писатель А. Плетнев: «В мире, тонущем во зле, писатель Александр Дегтярев в своих произведениях показывает, что доброта в отношении друг к другу и есть самая мощная сила сопротивления любому злу» [6]. Произведения А. Дегтярева пробуждают эмоциональную отзывчивость на чужую боль, вызывают огорчение или, напротив, радость. Ярким тому подтверждением является сказка «Недотрога», рассказывающая о Снежинке: «…среди мириад узорчатых хлопьев выделялась своей красотой одна Снежинка. Она была больше других по размеру и наряднее своих подруг. Летала она плавными кругами и светилась изнутри загадочным светом. Ей не хотелось падать под ноги прохожим, чтоб не угодить на лопату дворника и не лежать потом до самой весны в холодном сугробе. Боялась она даже прикоснуться к теплым ладошкам детворы, потому что знала: сразу превратится в маленькую капельку воды и умрет. За это и прозвали ее подружки недотрогой» [7]. Но хрупкая и боязливая Недотрога, не задумываясь, отдает жизнь ради того, чтобы укрепить дружбу мальчика и девочки.

Сказка «Любопытный Поршок», описывающая похождения воробья, которого мальчишки раскрасили под попугая, учит маленького читателя доброму, заботливому отношению к братьям нашим меньшим. Несмотря на комичность главного персонажа сказки и некую шутливость изложения, автор устойчиво формирует в читателях ощущение необходимости бережного отношения к окружающему миру, закладывает, фигурально выражаясь, основы морального кодекса будущего взрослого человека, который несовместим с эгоизмом, жестокостью, бездушием.

«Тевризские сказки» Татьяны Стрельцовой можно порекомендовать для чтения школьникам. Они относятся к разряду так называемых бытовых сказок. Произведения Т. Стрельцовой передают быт и обстоятельства народной жизни одного из поселков Омской области – Тевриза. В них нет лихо закрученной интриги, ярко выраженных положительных и отрицательных персонажей, противоборства злых и добрых сил. Автор не стремится потрясти воображение, ослепить читателя блеском художественного вымысла. У него другая задача: донести мудрость благородного и разумного бытия, научить философскому отношению к жизни.

Через систему сказочных образов автором воссоздаются картины реальной действительности, современность мелкими деталями быта вплетается в сказочный сюжет и приближает его к читателям. В сказках Т. Стрельцовой герои – обычные деревенские жители – оказываются по соседству с персонажами, которых никогда не встретишь в реальной жизни: лешими, домовыми, колдунами, ведьмами. В отличие от традиционных языческих духов они более уязвимы, часто страдают от людских мыслей и поступков. Так, в сказке «Плач домового» покинутый уехавшими в новый дом хозяевами домовой горюет из-за того, что его «забыли» при переезде, а сказка «В бане» повествует о том, как дворовые (подчиненные домового, отвечающие за порядок на конюшне и в бане) опечалились оттого, что хозяйка не сказала им спасибо за чистое мытье. Мифологические существа у Т. Стрельцовой порой более человечны, чем сами люди. В одной из сказок домовой по-братски делится пшеничной лепешкой с домовым из соседского дома, заболевшая хозяйка которого не смогла приготовить еду, а соседи, будучи с ней в ссоре, много лет не навещали ее. Сказка «Лепешка для домового» небольшая по объему, но емкая по содержанию: в ней автор поднимает тему духовной изоляции людей, осуждает равнодушие и эмоциональную черствость. Стоит отметить, что тема одиночества, которую Т. Стрельцова разрабатывает в своих произведениях, нехарактерна для сказочного жанра, – и в этом, пожалуй, состоит новаторство автора. Но эта тема несет колоссальную смысловую нагрузку и обосновывает психологическую мотивацию поведения персонажей: от одиночества сходят с ума и убегают из дома в тайгу старики и старухи («Зов леса»), одиночество – причина скверного характера и неблаговидных поступков: в сказке «Расплесканное счастье» ведьма Галюта превращает собственного внука в щенка.

Сквозной темой «Тевризских сказок» является взаимодействие человека и природы, которая одухотворена, стихийна, полна чарующей таинственности. Любуясь сказочными пейзажами Т. Стрельцовой, невозможно оставаться равнодушным зрителем. «В то утро я за грибами пошла, – неторопливо и сдержанно ведет повествование автор в сказке “На солнечной стороне”. – Дом сестры от леса недалеко. И сразу грибные места. Вот я брела-брела по лесу, охотилась за грибами. И тут ложбинка на пути попалась, по ней ручеек течет. Дальше я еще никогда не ходила. А тут вдруг решила посмотреть: какой там лес за ручьем? Здесь как раз два камешка в воде, чтоб перейти и ног не вымочить. Перешла по ним и дальше отправилась. А лес сразу какой-то неприветливый стал. Деревья высокие, солнце застят, шумят что-то недоброе…» [8]. «Тевризские сказки» источают теплую, умиротворяющую ауру покоя, раскрывают своеобразие и неповторимость омской глубинки, дают возможность сердцем прикоснуться к красотам сибирской природы.

Татьяна Стрельцова, усвоив колорит народных сказок, следует в своих произведениях особенностям народного описательного стиля: традиционным зачинам («жили-были»), эпитетам («змея подколодная»), вкраплениям устаревших слов или диалектов («баушка»). Метафоричный, лишенный какой-либо искусственности язык ее прозы – это путеводная нить, позволяющая приблизиться к изучению народных традиций и культуры прошлого.

Значение литературного краеведения в процессе воспитания подрастающего поколения нельзя недооценивать, поскольку только оно во многом позволяет обрести истинное понимание того, что зовется «малой родиной». А сказка является одним из наиболее продуктивных по своему воздействию жанров, который успешно справляется с задачей популяризации литературного краеведения на самых ранних этапах развития ребенка.


reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-1-ot-30-avgusta-2013-g-programma-modulya-kv12-russkij-yazik-v-mezhkulturnoj-kommunikacii.html
reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-5-20-yanvarya-2011g.html
reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-9-29.html
reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-ot-2013-uchebno-metodicheskij-kompleks-modulya-filosofiya-i-metodologiya-nauki.html
reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-ot-rabochaya-programma-disciplini-istoriya-zarubezhnoj-literaturi.html
reshenie-zasedaniya-problemnogo-nauchno-tehnicheskogo-soveta-rossngs.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-a-burganova-sociologiya-upravleniya-stranica-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/monitoring-zagryazneniya-okruzhayushej-sredi-na-seti-nablyudenij-gu-a-ltajskij-cgms.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-klimenkovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-vejdelevskogo-rajona-belgorodskoj-oblasti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bektmen-mektep-gimnaziya-direktori-zh-bajmratova-bastau-ilimi-ortaliini-2012-2013-ou-zhilina-arnalan-zhmis-zhospari.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zasuchili-rukava-programma-ekologicheskogo-obrazovaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-n-dzhibladze-pedagogicheskie-i-psihologicheskie-idei-romana-traktata-zh-zh-russo-emil-ili-ovospitanii-stranica-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/different-usage-konspekt-lekcj-dnpropetrovsk-dnu-2008.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komsomol-leninskij-kommunisticheskij-soyuz-molodezhi-do-1926-g-rossijskij-dalee-vsesoyuznij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pourochnoe-planirovanie-uchebnih-zanyatij-po-kursu-istorii-srednih-vekov-na-osnove-ispolzovaniya-nabora-cor-k-uchebniku-ponomareva-m-v-abramova-a-v-tirina-s-v-istoriya-srednih-vekov-6-klass-.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-istorii-yuzhnih-syol-aleksinskogo-uezda-tulskoj-gubernii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statisticheskij-analiz-dinamiki-sostava-naseleniya-chast-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/intellektualnij-centr-fundamentalnaya-biblioteka-mgu-3-stranica-10.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-zhanrovaya-struktura-setevih-publikacij-osobennosti-zhanrovoj-strukturi-sovremennih-internet-izdanij-kursovaya-rabota.html
  • abstract.bystrickaya.ru/28-psihologicheskaya-korrekciya-harakterologicheskih-deformacij-u-detej-sbornik-materialov-dlya-diagnostiki-predstavleniya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/znachenie-vibora-cveta-pri-razrabotke-firmennogo-stilya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-kursu-differencialnaya-psihologiya-tema-istoriya-razvitiya-predstavlenij-na-prirodu-temperamenta.html
  • klass.bystrickaya.ru/48-kompleksnaya-ocenka-territorii-gnurlat-po-prirodno-antropogennim-i-tehnogennim-pokazatelyam.html
  • write.bystrickaya.ru/gipotezi-panspermii-a-barbarash.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshie-polozheniya-inzhenernie-iziskaniya-dlya-stroitelstva-magistralnih-truboprovodov-nastoyashij-proekt-svoda-pravil.html
  • books.bystrickaya.ru/drevnegrecheskaya-filosofiya-kak-ideologiya-rabovladelcheskogo-obshestva-18-stranica-30.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gost-30323-95-gost-p-50254-92.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-vojna-s-kajzerom-porodila-bumazhnie-salfetki-mtv-ili-kak-video-pogubilo-zvezdu-radio.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vse-nachalos-s-togo-chto-ya-stoyal-za-prilavkom-knizhnogo-magazina-i-pitalsya-prodat-ocherednuyu-tozhe-fantasticheskuyu-knigu-ocherednomu-pokupatelyu-pokupatel-okazal-stranica-9.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-6ot-idei-k-materialu-zhurnalistskie-rassledovaniya-sovremennie-metodi-i-tehnika-predislovie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grazhdanskie-pravootnosheniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prashur-rod-svarogu-nebesnomu-povelel-naselit-podnebesnuyu-razgulyalas-nepogodushka-tucha-groznaya-podnimalas-rasshume-.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-mdou-detskij-sad-olenenok-s-kutopyugan.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/professionalnaya-deyatelnost-na-rcb-po-upravleniyu-cen-bum-i-opredeleniyu-vzaimnih-obyazatelstv.html
  • klass.bystrickaya.ru/45trebovaniya-k-uchastnikam-podtverzhdenie-sootvetstviya-predyavlyaemim-trebovaniyam.html
  • books.bystrickaya.ru/deputati-gd-opolchilas-protiv-estradnih-ispolnitelej-poyushih-pod-fonogrammu-radio-14-mayak-novosti-23-05-2005-14-00-00-14.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokladchik-g-n-tevhit-karakaya.html
  • letter.bystrickaya.ru/obuchenie-sootvetstvuyushih-grupp-naseleniya-po-novim-programmam-organizovat-s-2007-g.html
  • grade.bystrickaya.ru/novosti-09-11-2005-g-vedomosti.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhestkij-disk-sistemnij-blok-vneshnij-vid-str.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-tehnicheskoj-organizacii-stranica-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.