Слово при получении государственной премии 2000 года - страница 7
.RU

Слово при получении государственной премии 2000 года - страница 7


4

Исследователи трагедии «Моцарт и Сальери» уделяют много сил рассмотрению Сальери как личности и как типа, анализу его психологии, его пути к преступлению; все это важно и интересно, но для исследователя порой чревато дурной бесконечностью, поскольку каждый вносит в ситуацию собственные нюансы. Важнее другое – самое начало трагедии, где Пушкин, по своему обыкновению, берет, что называется, быка за рога:


Все говорят: нет правды на земле;

Но правды нет – и выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.


Оказывается, для преступления нужно не так много: всего лишь отвергнуть существование правды «на земле» и «выше». Выбор между добром и злом есть выбор между верой в Высшую правду и неверием в нее. Произнеся свои первые слова, Сальери готов к убийству.

Это значит, что всякое преступление имеет своим прообразом «сюжет», который в пушкинском творчестве не очень заметен только потому, что не лежит на поверхности, а присутствует в глубине: акт грехопадения, когда человек поверил не Богу, а сатане. Сальери – жертва демонической идеи, состоящей в том, что мир устроен Богом – если Бог вообще существует – дурно, несправедливо, неправильно и что, стало быть, «ошибку» следует исправить; это и сделал в свое время первоубийца Каин, обвинив перед тем Бога в несправедливости. Уверовав в эту идею, Сальери тоже убивает. Другого пути к преступлению нет: преступление – это окольный и ложный путь сделать мир лучше, чем он сделан, – хотя бы для одного меня. Преступление – это всегда отвержение Высшей правды во имя устроения, пользы, удобства («для меня» или «для всех» – разница не имеет значения).

Но когда такой акт совершается, с пушкинскими героями происходит нечто причиняющее им крайнее неудобство, нечто странное и противоестественное. Они не испытывают радости от достижения цели. Разрушив иерархию ценностей, перевернув ее вверх ногами, они лишаются спокойствия, мечутся, испытывают страх, подходя порой к грани безумия. Не веруя в правду, которая «выше», отвергнув правду, которая «на земле», они выстроили другой мир, в котором и в самом деле – говоря словами булгаковского героя – «ничего нет», то есть получили то, во что уверовали; «по вере вашей да будет вам», – говорит Христос (Мф., 9, 29). Против ожиданий, это стало их катастрофой.

Отсюда – и наше сострадание к ним, и неравнодушие к их добрым свойствам, и ощущение их человеческой значительности. Ведь тот мир неправды и хаоса, в который они пали, должен был бы устраивать их, казаться им удобным, как мутная вода для рыбака, – если бы в них самих не было Правды, которую они преступили; и вот они бьются, как рыбы, выброшенные на песок. Сквозь темный мир преступных помыслов, идей и деяний, из недоступной тайны человеческой души через все ужасное мерцает свет прекрасного, который есть там потому, что правда есть и выше. Это отражение в душе солнечного света Божьей правды есть совесть, «генетическая память» человечества о своем божественном происхождении.

Совесть – не только свет Правды, но и ее открытый огонь. «^ Пожарный огнь их домы истребил», – говорит Борис о народе; но посланное Богом бедствие не пробудило в людях, избравших на трон цареубийцу, сознание вины, – и тогда пожаром Смуты оборачивается слово совести, сказанное Пименом, искра правды, брошенная им простодушно в жаждущую славы и власти душу будущего самозванца. «Как язвой моровой Душа сгорит», – жалуется Борис. «...Живей горят во мне Змеи сердечной угрызенья» («Воспоминание»). «Глаголом жги сердца людей», – велит поэту «Бога глас». Солнце Правды отражается в человеческой душе, но душа – не мертвая, холодная Луна, и от мощного света она горит тем невыносимее, чем она темнее.

Человек оказывается в замкнутом кругу истинного, не мифического «парадокса человека»: человека падшего, поправшего свое высокое предназначение – и страдающего от того, что он еще сохраняет в себе образ и подобие Бога. Собственно, парадокс человека в том, что, имея совесть, человек порой не хочет расстаться с миром неправды. Несмотря ни на что, этот мир все же в какой-то степени удобен – прежде всего своею темнотой, где все перемешано и неразличимо; где что возможно, то и позволительно.

Совесть побуждает Сальери после ухода Моцарта заново вслушаться в его реплику о гении и злодействе – и в ужасе предположить:


...или это сказка

Тупой, бессмысленной толпы, и не был

Убийцею создатель Ватикана?


Это страшный вопрос. До сих пор поведение Сальери было поведением богоборца, стремящегося, отвергнув правду «неба», утвердить свою «правду». И вот ему приходит в голову: а вдруг правда есть?

Что в этом вопросе? Только ли отчаянный страх остаться без удобной «сказки», где злодейство – для гения естественное занятие, где не место «неким херувимам», где все так, будто правды и в самом деле нет? Или это – очищающий «священный ужас» при звуках «арфы серафима» (о котором в том же году писал Пушкин в стихотворении «В часы забав иль праздной скуки»)? Голос ли это «чада праха», у которого сорвалось, провалился замысел, – или «Бога глас», раздавшийся в падшей, но сохранившей все же богоподобие человеческой душе?

Тут не «простая гамма», тут снова – поле тайны и драмы человеческого духа, «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» (Достоевский).

Напряжение этого поля – напряжение между сердцем и совестью человека, с одной стороны, и безблагодатным, корыстным стремлением выпытать у «мироустройства» его «загадку»: есть ли некий «секрет», позволяющий преступать грань между добром и злом, между гением и злодейством? Нет ли «закона», который санкционирует попрание образа Божия в человеке? Существуют ли «три карты», помогающие «вынудить клад у очарованной фортуны»?

Последние слова Сальери, слова о Бонаротти, нагруженные всею внутренней драмой человека, попытавшегося поставить на место Бога себя, свой разум и интерес, а в результате цепенеющего перед простым для веры, но неразрешимым для рассудка вопросом: так есть ли правда или ее нет? – все это объективно символизирует судьбу новоевропейской культуры.

Эта культура богата прозрениями своих гениев, высокими религиозными и нравственными устремлениями, «великими борцами за человечество» (Л. Шестов); и все же общий пафос ее – рациональный и интеллектуальный. Он определяется тем, что наличие Высшей правды для этой культуры – в основном не столько факт, сколько проблема. Эта культура не столько верует в наличие Высшей правды и переживает извращение ее в падшем мире, – хотя и верует, и переживает, – сколько утверждает свое понимание правды «на земле» и изучает вопрос о правде, которая «выше».

Идеальной же предпосылкой для того и другого является само наличие падшего мира, где царят мрак, зло и неразбериха «относительности». Падший мир – лаборатория и строительная площадка новоевропейской культуры; поэтому культура эта – невольно, в силу своей природы, несмотря на все устремления гениев, – крепко держится за «видимую неправду жизни», за ее трагизм и ужас, эту вечную почву, на которой произрастают цветы искусства и чудеса цивилизации. Более того, культура эта чем дальше, тем все больше увлекается этим трагизмом и ужасом, все упорнее эстетизирует то и другое как некую подлинную, последнюю правду о человеке и мире.

У Пушкина мир, как уже говорилось, выглядит не менее ужасающим, но отношение к нему – другое. Оно выражено в покаянии монаха-летописца: «Прогневали мы Бога, согрешили...» Пимен смотрит на наш мир «снаружи», с точки зрения Высшей реальности не как «мечты», а как факта – такого, который доступен только вере. Именно неверие и породило Смуту – так же, как грехопадение породило падший мир. Покаяние Пимена напоминает о существовании другого мира, который был изначально предназначен для человека и утерян им, отчего существование человечества превратилось в смуту. Этот другой мир не нуждается ни в каком совершенствовании, ибо он совершенен, – человек лишь может в него вернуться, верой и духовным усилием восстановить в себе соответствие попранному Замыслу.


* * *


Не стоит искать подтверждения всех этих размышлений на поверхности словесного текста самого поэта – в противном случае он не был бы поэтом. Пушкина нельзя назвать ни религиозным, ни духовным писателем в специфическом смысле этих слов, он не перелагал псалмов, не размышлял в стихах, как Ломоносов, «о Божием величестве», не писал, как Державин, религиозных од, напротив – воспитывался в духе европейского Просвещения, скептицизма и материализма, в молодости писал о своем безверии, был автором «Гавриилиады» и на самом пороге «Бориса Годунова» склонялся к атеизму как «системе... более всего правдоподобной». Разумеется, все было бы понятней, если бы речь шла о деятеле, глубоко и ортодоксально верующем, благочестивом, вдохновленном высокими религиозными убеждениями и целями; правда, в таком случае мы, может быть, имели бы дело более с литературным проповедником – удалось ли бы ему сделать для России то, что сделал Пушкин, чей художественный мир, при всех сложностях личной духовной биографии автора, сам по себе пронизан светом божественной Правды? Как раз драматизм личного пути Пушкина особенно ясно показывает, что он делал свое дело, исполнясь не своей волей, повинуясь «веленью Божию»; в этом смысле миссия, совершаемая через Пушкина, – дело Промысла, который – говорит Гоголь – «лучше печется о человеке», нежели сам человек.


1994


rozhdestvenskij-priem-u-mera-noch-pered-rozhdestvom-prazdnichno-informacionnaya-programma-dlya-detej-5-7-let-117.html
rozhdestvenskij-spisok-bessporno-chernij-spisok-stranica-10.html
rozhdestvenskij-yu-v-obshaya-filologiya-stranica-11.html
rozhdestvenskij-yu-v-obshaya-filologiya-stranica-2.html
rozhdestvenskij-yu-v-obshaya-filologiya-stranica-4.html
rozhdestvenskoe-poslanie-mitropolita-isidora-andrej-slyushkin.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-sovremennie-problemi-istorii-kraevedeniya-i-istoricheskogo-obrazovaniya-napravlenie-540400.html
  • letter.bystrickaya.ru/ocenka-platyozhesposobnosti-i-finansovoj-ustojchivosti-predpriyatiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmnoe-obespechenie-evm-stranica-14.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obespechenie-bezopasnosti-pishevoj-produkcii-cherez-vnedrenie-ms-iso-22000-2005.html
  • literature.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-literatura-bakalavrskaya-programma-kafedra-istorii-filosofii-napravlenie-filosofiya-disciplina.html
  • lecture.bystrickaya.ru/40-lomunov-k-n-bibliograficheskij-ukazatel-yuzhno-sahalinsk.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-19-iyunya-2009-god.html
  • znanie.bystrickaya.ru/45-rekomendacii-vedushemu-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-050706-pedagogika-i-psihologiya-ibakalavriata.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-18-hristiane-v-vosemnadcatom-veke-k-v-somovu-prinadlezhat-ocherki-iz-istorii-hristianstva-kotorie-pechatalis.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-reshenie-prostejshih-trigonometricheskih-uravnenij-vida-tg-x-a-nastoyashij-praktikum-sostavlen-dlya-togo-chtobi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovoditelyu-predpriyatiya-priglashenie-k-uchastiyu-v-zakupke-rup-proizvodstvennoe-obedinenie-belorusneft-provodit-proceduru.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskie-trebovaniya-k-propitochnim-sostavam-pravila-soderzhaniya-i-remonta-fasadov-zdanij-i-sooruzhenij-na-territorii.html
  • control.bystrickaya.ru/cel-zanyatij-uchebnoe-posobie-chelyabinsk-izdatelstvo-yuurgu-2006.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vichislitelnie-eksperimenti-dlya-operativnogo-upravleniya-v-nastoyashej-rabote-opisivaetsya-prodolzhenie-issledovanij.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-diagnostika-i-analiz-deyatelnosti-gostinichnogo-predpriyatiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-ebek-zhne-haliti-leumettk-orau-ministrn-kejbr-bjritarina-tolitirular-men.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-defektologiya-v-mashinostroenii-dlya-studentov-napravleniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/logopedicheskie-zanyatiya-programma-korrekcionno-logopedicheskogo-obucheniya-26-pervij-period-obucheniya-sentyabr-oktyabr-noyabr-26.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obnovleniya-obrazovatelnoj-programmi-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-sankt-peterburg.html
  • assessments.bystrickaya.ru/direktor-generalnij-direktor-upravlyayushij-predpriyatiya-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-rukovoditelej.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-iii-doklad-vneshnego-auditora-ob-ocenke-proekta-stroitelstva.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-grejtejri-zhyul-vern.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/shkola-is-bruka-malie-i-upravlyayushie-evm-chast-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-po-kursu-filosofiya-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/143-transport-kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-ust-tarkskogo-rajona.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-istoriya-olimpijskogo-dvizheniya-fizicheskaya-kultura.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-zagadka-pervogo-vselenskogo-sobora-antichnost-v-srednevekove.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-14-vodohozyajstvennie-organizacii-statya-osnovnie-ponyatiya-ispolzuemie-v-nastoyashem-kodekse.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/farmakologiya-lekarstvennih-veshestv.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-h-gilemyanov-glavnij-buhgalter-stranica-38.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vipolneno-otchet-o-vipolnenii-plana-meropriyatij-uchrezhdeniya-obrazovaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-20-liderstvo-i-rukovodstvo-v-malih-gruppah-konspekt-lekcij-po-kursu-psihologiya-chelyabinsk-2011.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-vobyazatelnoe-sistema-normativnih-dokumentov-v-stroitelstve-territorialnie-stroitelnie-normi-rekonstrukciya.html
  • college.bystrickaya.ru/3-klass-lvzankov-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-s-polucheniem-rasporyazheniya-3-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-meropriyatij-po-evakuacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.