.RU

Социальные конфликты и пути их преодоления - Объект, предмет, методы, законы и категории социологии


^ Социальные конфликты и пути их преодоления.
Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам - конфликтология. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной. Вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов.

Рассмотрим четыре варианта управления конфликтной ситуацией:

- Предотвращение;

- Подавление;

- Отсрочка;

- Разрешение.

Стратегия предотвращения конфликта.

1. Устранить реальный предмет конфликта.

2. Привлеч в качестве арбитра незаинтерисованное лицо с готовностью подчиниться его решению.

3. Сделать так, чтобы один из конфлектующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.

Стратегия подавления конфликта. Применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:

- Целенаправленно и последовательно сократить количество конфлектующих.

- Разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфлектными друг к другу людьми.

- Создовать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми.

Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения:

1. Изменить отношение одного конфликтующего к другому:

а) Изменить силу одного или обоих конфлектующих в воображении противоположной стороны;

б) Уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого.

2. Изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связаных с ним и т. п.)

3. Изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующего и тем самым сделать его менее конфликтным (снизить или повысить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его соответственно не нужны или недостижимы).

^ Уровни и иерархия социологического знания.
Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания.

Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней:

1) уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

2) уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

3) социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии три уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию. Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию.

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.

Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.

Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

В современной методологии -- и в нашей стране, и за рубежом -научное знание принято понимать иерархически и мыслить здание социологической науки состоящим из пяти этажей. На самом верхнем расположена научная картина мира (философские предпосылки), на четвертом -- общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, на третьем находятся частные, или специальные теории -- обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов. На втором этаже размещается эмпирические исследования - сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания. Они обслуживают три верхних этажа, так как основное предназначение эмпирических исследований - не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию. На нижнем этаже находятся прикладные исследования - маломасштабные и нерепрезентативные исследования, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. К прикладной социологии надо отнести все политические опросы, изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, управленческое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания.

Четыре верхних этажа социологического здания занимает фундаментальная социология, а последний, пятый - прикладная.

Три верхних уровня в пятиэтажном здании социологии занимают теоретические знания, а два нижних принято именовать общим названием эмпирического знания.

Прикладные исследования -- самый низкий уровень социологии. Это совокупность частных исследований, как правило, однообъектных, которые завершаются разработкой практических мероприятий и иногда их внедрением (однообъектные исследования - практические рекомендации - внедрения).

^ Социально-демографическая дифференциация общества.
Социальная дифференциация - это разделение людей на группы, социальные общности по различным основаниям: пол, возраст, место жительства, этническая принадлежность, доход. Члены одной социальной группы обладают общей идентичностью, то есть субъективным ощущением принадлежности к данной группе, что выражается в соответствующем социальном поведении.

Следовательно, социальная дифференциация общества зависит от того, какой тип системы доминирует в обществе, то есть от того, каков характер социального расслоения и способ его утверждения. Существуют следующие типы стратификационных систем:

а) в основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по социально-демографическим признакам (пол, возраст, физические качества);

б) кастовая система - в ее основе лежат этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами (каста - замкнутая, эндогамная группа, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии, при этом положение в кастовой системе передается по наследству);

в) сословно-корпоративная стратификационная система: в ней группы различаются формальными (юридическими) правами, которые жестко связаны с их обязанностями и находятся от них в прямой зависимости;

г) этакратическая система: дифференциация между группами строится по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций;

д) социально-профессиональная система: группы делятся по содержанию и условиям труда;

е) классовая система: различия между группами в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, в уровне получаемых доходов;

ж) культурно-символическая стратификационная система: в ней дифференциация возникает из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей ее интерпретировать, способностей быть носителем сакрального знания (более высокое положение в данной системе занимают те, кто имеет лучшие возможности для манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом);

з) культурно-нормативная система: в ней дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует группа;

и) социально-территориальная система, формирующаяся в силу неравного распределения ресурсов между регионами.

С давних времен людей волновали процессы движения народонаселения. Постепенно сложилась наука, которая непосредственно занимается этими вопросами. Такой наукой является демография - исследующая закономерности воспроизводства населения. Под воспроизводством населения подразумевают постоянное возобновление населения в результате естественного движения (рождений и смертей), миграций (передвижение людей с одной территории на другую) и переходов людей из одних состояний в другие.

Как известно, население изучает не только демография, но и целый комплекс наук, и демография имеет с ними тесные связи.

Довольно тесно демография "сотрудничает" со статистикой населения, данные которой служат в демографии источниковой базой, а методы применяются в исследовании.

В демографии выделяют две формы движения населения:

1) естественное и

2) пространственное (территориальное), или миграции (раньше миграции нередко называли механическим движением населения). Иногда выделяют третью форму движения населения - социальное движение.

Естественное движение населения включает такие процессы, как рождаемость, смертность, брачность и разводимость. В последнее время к нему стали относить также и процесс овдовения. Соотношение рождаемости и смертности дает естественный прирост населения. Брачность и разводимость связаны с естественным приростом опосредованно - через рождаемость, на которую они влияют самым прямым образом.

В зависимости от того, рождаемость превышает смертность или наоборот, естественный прирост может быть либо положительным, либо отрицательным.

Половозрастные коэффициенты рождаемости чаще всего рассчитываются для женщин детородного возраста. Такой коэффициент называют специальным коэффициентом рождаемости, или коэффициентом фертильности. Половозрастные коэффициенты рождаемости рассчитывают не только для группы женщин детородного возраста в целом, но и внутри нее по годичным и пятилетним группам женщин.

Поскольку и смертность у людей разного возраста сильно варьирует, то в демографических исследованиях часто определяют и повозрастные коэффициенты смертности. Следует также иметь в виду, что коэффициенты смертности у мужчин и женщин обычно не одинаковы. Поэтому их обычно вычисляют для каждого пола в отдельности. Величина же общего коэффициента смертности зависит, помимо прочих факторов, и от соотношения доли мужчин и женщин в населении.


sistema-rinochnih-mehanizmov-investirovaniya-v-stroitelstvo.html
sistema-ru-net-marketing.html
sistema-sbora-dannih-glubokovodnogo-nejtrinnogo-teleskopa-nt1000.html
sistema-shahmatnogo-obrazovaniya-v-rgsu-n1-78-14-organizaciya-i-provedenie-cikla-obuchayushih-seminarov-dlya-stolichnoj.html
sistema-slovarnoj-raboti-na-urokah-russkogo-yazika-v-nachalnoj-shkole.html
sistema-socialno-pravovoj-zashiti-detej-nuzhdayushihsya-v-dopolnitelnoj-podderzhke-gosudarstva.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-osobennosti-kompleksnogo-metoda-pravovogo-regulirovaniya-otnoshenij-gosudarstvennoj-sluzhbi.html
  • college.bystrickaya.ru/326-sovmestnaya-deyatelnost-emitenta-188300-rossiya-leningradskaya-oblast-g-gatchina-sobornaya-31-informaciya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-uteryan-kontakt-so-zritelem-bertold-breht.html
  • lesson.bystrickaya.ru/raschet-godovogo-obema-rabot-remontnoj-masterskoj-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remonta-mtp.html
  • doklad.bystrickaya.ru/votchetnom-doklade-s-kotorim-vi-vse-uzhe-oznakomilis-predstavleni-osnovnie-napravleniya-raboti-administracii-gorodskogo-okruga-gorod-joshkar-ola-za-2010-god-a.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obespechenie-uchebnogo-plana-obrazovatelnaya-oblast.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-a-svechin-strategiya-aleksandr-andreevich-svechin-stranica-15.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekcij-prakticheskih-samostoyatelnaya-rabota-naimenovanie-disciplini-semestr-lekcij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rektordfn-kunanbaeva-telvn2002-pozdravlyaem-tebya-s-nachalom-studencheskoj-zhizni.html
  • literature.bystrickaya.ru/chastichnie-statisticheskie-dannie-perepisi-naseleniya-rassmotrenie-dokladov-predstavlennih-gosudarstvami.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-n-kedrov-glavnij-redaktor-o-l-knipper-chehova-a-d-popov-e-e-severin-n-m-gorchakov-p-a-markov-v-n-prokofev-n-a-abalkin-n-n-chushkin.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tak-chto-zhe-takoe-skazkoterapiya-pervoe-chto-prihodit-v-golovu-terapiya-ili-lechenie-skazkami-no-ne-putajte-skazka-eto-odno-a-skazkoterapiya-sovershenn-stranica-7.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-russkoj-filosofii-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-i-kursantov-ochnoj-formi-obucheniya-vseh-specialnostej-murmansk-2009-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-principi-ustanovleniya-vzaimosvyazi-urovnya-rezultativnosti-professionalnoj-sluzhebnoj-deyatelnosti-sluzhashih-pravoohranitelnoj-sluzhbi-s-usloviyami-prohozhdeniya-pravoohranitelnoj-sluzhbi.html
  • klass.bystrickaya.ru/badarlamasi-zhaserekshelk-fiziologiyasi-zhne-mektep-gigenasi.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-po-trudovomu-pravu-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osobennosti-zakona-ob-immigracii-v-germanii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvp-i-sistema-vzaimosvyazannih-pokazatelej-dinamika-vvp-v-ukraine-v-90-e-godi-chast-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/tyazhelaya-postup-polkovnikov-ilya-stogoff-revolyuciya-sejchas.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studenta-41-chasov.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-fotodelo.html
  • credit.bystrickaya.ru/pan-inli-u-sinchzhu-slovo-i-delo-denezhnaya-politika-po-kitajski1-.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mezhdunarodnie-standarti-finansovoj-otchetnosti-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-vtoraya-stupen-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-vvarlamova-l-d-petrova-redakcionnaya-kollegiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-pivovarova-n-a.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-studentov-syllabus-po-discipline-sovremennie-metodi-proektirovaniya-baz-dannih-dlya-specialnosti-050111-informatika-forma-obucheniya-ochnaya-vsego-2-kredita.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-22-iyulya-2010-g-stranica-21.html
  • college.bystrickaya.ru/15-adres-kompyutera-v-seti-vvedenie-v-internet.html
  • institut.bystrickaya.ru/svet-dobroti-issledovanie-obshestvennaya-podderzhka-nko-v-rossijskih-regionah-problemi-i-perspektivi.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-511100-ekologiya-i-prirodopolzovanie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scenarij-v-treh-chastyah-i-48-seriyah-zadeponirovan-avtorom-v-rossijskom-avtorskom-obshestve-v-2007-godu-stranica-24.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-podgotovleno-na-kafedre-filosofii-sootvetstvuet-programme-disciplini-i-prednaznacheno-dlya-studentov-ido-obuchayushihsya-po-specialnosti-080505-upravlenie-personalom-udk-616-89-075-8.html
  • university.bystrickaya.ru/fizicheskie-uprazhneniya-estestvennij-sposob-izmeneniya-himicheskih-processov-mozga-i-maneri-povedeniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnoj-celyu-uroka-po-izucheniyu-kazahskogo-yazika-yavlyaetsya-zalozhenie-bazi-yazikovogo-obsheniya-to-est-prakticheskoe-ovladenie-ustnoj-razgovornoj-rechyu-eta.html
  • essay.bystrickaya.ru/devyataya-lekciya-trinadcat-lekcij-dlya-rabochih-geteanuma-v-dornahe-s-17-fevralya-po-9-maya-1923-goda-soderzhanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.