.RU

Современные проблемы процесса доказывания в российском уголовном судопроизводстве




На правах рукописи


ВОРОБЬЕВА Юлия Юрьевна


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ДОКАЗЫВАНИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ


Специальность: 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность


Автореферат диссертации на соискание ученой

степени кандидата юридических наук


Оренбург, 2006

Работа выполнена на кафедре уголовного процесса юридического факультета ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»


Научный руководитель: Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования

Гуськова Антонина Петровна


Официальный оппоненты: доктор юридических наук, профессор

З.З.Зинатуллин

кандидат юридических наук

О.Е.Печорина


Ведущая организация: Омский государственный университет


Защита состоится «18» октября 2006 г. в «1600» часов на заседании диссертационного совета К.212.298.01 при ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 149, ауд. 208.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»


Автореферат разослан «____» сентября 2006 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат юридических наук, доцент С.М.Даровских

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. События двух последних десятилетий, кардинально изменивших историю России, существенно затронули и вопросы уголовного судопроизводства. Принятая Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 г. Концепция судебной реформы сформулировала целый ряд концептуально значимых задач, выполнение которых реализуется в настоящее время.

Центральной вехой проводящейся в стране судебно-правовой реформы оказалось принятие нового Уголовно-процессуального кодекса России,1 воплотившего в себя новую идеологию уголовного процесса, направленную на всемерную реализацию положений ст. 2 Конституции РФ о приоритете прав и свобод человека и гражданина. Данные положения нашли свое отражение в УПК (ст. 6), в которой сформулировано, что назначением современного уголовного судопроизводства является: защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Смена ориентиров уголовно-процессуальной деятельности непосредственно коснулось многих правовых институтов науки уголовного процесса, включая вопросы теории процесса доказывания. Тем самым появилась насущная потребность в переосмыслении методологических основ теории доказывания по уголовным делам. Обусловлено это еще и тем, что нормы доказательственного права и практическая деятельность по их применению, являясь основой уголовно-процессуальной деятельности, напрямую связаны с принятием таких законов РФ, как Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ»,2 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»,3 «О государственной судебно-экспертной деятельности»4 и др., которые существенно меняют подход к определению ряда понятий, связанных с доказательствами и доказыванием.

Несмотря на очевидную связь современных проблем с происходящими преобразованиями в уголовно-процессуальном праве, часть ученых, занимающихся проблемами уголовно-процессуального доказывания, отстаивает прежние основы теории доказательств, соответствующие советскому уголовному процессу. Другие же – наоборот, призывают к радикальному изменению ряда научных положений уголовно-процессуальной теории доказывания. Причем накал научных дискуссий между хранителями незыблемости постулатов прежнего и новаторами в процессуальной деятельности не ослабевает. В сложившейся ситуации несомненно нужны новые исследования в области уголовно-процессуального доказывания с тем, чтобы сориентировать законодателя на решение важных вопросов по доказыванию обстоятельств уголовного дела.

Отметим, что сегодня одним из ключевых моментов современного уголовного судопроизводства является проблема истины как цели доказывания. На протяжении всего периода развития уголовно-процессуальной науки эта проблема постоянно находилась и находится в настоящее время в центре внимания процессуалистов. И это не удивительно, поскольку для достижения цели судопроизводства должны быть и соответствующие средства. Отметим также, что до настоящего времени нет опубликованных работ, в которых на основе нового УПК РФ комплексно исследовались бы вопросы, относящиеся к новой идеологии и методологии уголовно-процессуального доказывания, конкретизации роли суда в доказывании обстоятельств уголовного дела. Остается открытой и проблема использования в процессе доказывания по уголовному делу результатов оперативно-розыскной деятельности.

И хотя мы указали далеко не полный перечень аргументов в обоснование выбранной нами диссертационной темы исследования, однако, следует констатировать, что необходимость дальнейшего совершенствования положений действующего УПК РФ, относящихся к понятиям доказывания, доказательств, средствам доказывания и т.д., является достаточно важным и необходимым явлением.

Степень научной разработанности темы. Проблемы уголовно-процессуального доказывания всегда находились в центре внимания ученых-процессуалистов. Истоки научных исследований по этому поводу обозначились еще в начале XIX столетия в работах ученых «дореформенного» периода – Я.И.Баршева и В.А.Линовского. Их последователями стали такие видные отечественные процессуалисты как Л.Е.Владимиров, Н.Н.Розин, В.Д.Спасович, В.К.Случевский, И.Я.Фойницкий и др.

В годы советской власти серьезный вклад в развитие теории доказательств внесли В.Д.Арсеньев, Р.С.Белкин, А.И.Винберг, Ц.М.Каз, Л.М.Карнеева, Н.М.Кипнис, Ф.М.Кудин, Н.П.Кузнецов, С.В.Курылев, А.М.Ларин, И.М.Лузгин, П.А.Лупинская, М.М.Михеенко, Ю.К.Орлов, Н.Н.Полянский, А.Б.Соловьев, А.А.Старченко, М.С.Строгович, А.И.Трусов, Л.Т.Ульянова, Ф.Н.Фаткуллин, А.А.Хмыров, М.А.Чельцов, М.П.Шаламов, С.А.Шейфер, А.А.Эйсман, П.С.Элькинд и многие, многие другие.

Однако с учетом происходящих перемен и развитием уголовно-процессуального законодательства, потребовались новые исследования в области доказательственного права и теории доказательств. В результате этого оправданно появились новые научные работы. Существенный вклад внесли такие ученые, как А.С.Александров, В.С.Балакшин, А.Р.Белкин, В.П.Божьев, В.М.Бозров, Н.А.Громов, А.П.Гуськова, А.А.Давлетов, В.Я.Дорохов, В.Зажицкий, З.З.Зинатуллин, Е.А.Карякин, Р.В.Костенко, А.В.Кудрявцева, И.Л.Петрухин, А.Н.Стуликов и другие.

Вместе с тем отметим, что вывод об исчерпанности данного научно-исследовательского направления нам представляется преждевременным, в связи с чем в рамках представленной работы автором предпринята попытка рассмотрения некоторых спорных моментов теории уголовно-процессуального доказывания.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в поиске и разработке научно обоснованного подхода к разрешению проблем современного уголовно-процессуального доказывания и на основе этого – выработке рекомендаций по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

Объектом исследования является система правоотношений, составляющих предмет регулирования процесса уголовно-процессуального доказывания.

Предметом исследования выступают научно-философские и уголовно-процессуальные категории закономерностей процесса доказывания по уголовному делу, методы и способы содержания указанных категорий, а также нормы уголовно-процессуального закона, регламентирующие процесс доказывания по уголовным делам и отражающие положения закона о доказательствах, их видах.

Методологической базой исследования явились положения материалистической диалектики, комплекс общенаучных и специальных методов познания, а также общие и частно-научные методы исследования: метод количественного анализа, системный, исторический, логико-юридический метод, сравнительно-правовой метод, конкретно-социологический метод.

Теоретической базой диссертационного исследования стали труды российских и зарубежных ученых-процессуалистов, а также труды в области философии, логики, истории и теории государства и права России, криминалистики, уголовного права и других наук.

Нормативной базой исследования послужили международно-правовые акты, Конституция РФ, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, законодательство в области оперативно-розыскной деятельности, ведомственные нормативно-правовые акты, постановления высших органов судебной власти России, относящиеся к теме исследования.

Эмпирической основой исследования стали результаты изучения опубликованной судебной практики Верховного Суда РФ и судов Оренбургской области. Кроме того, относительно основных проблемных вопросов диссертационного исследования по специально разработанным анкетам было опрошено 63 мировых и федеральных судей, 47 прокуроров и государственных обвинителей, 55 следователей и дознавателей и 53 адвоката. Также использованы результаты непосредственного изучения 180 уголовных дел, рассмотренных судьями (федеральными и мировыми) Оренбургской области, Екатеринбургским гарнизонным военным судом в 2002-2005 гг.

Научная новизна работы заключается в том, что работа является комплексным диссертационным исследованием, посвященная разработке ряда проблем процесса доказывания в современном уголовном судопроизводстве России.

Новизна настоящей работы состоит в совокупности следующих основных положений, выносимых на защиту:

  1. Объективные закономерности познавательной деятельности субъектов доказывания по уголовному делу позволяют сформулировать вывод, что уголовно-процессуальное доказывание есть основная форма уголовно-процессуального познания, обладающая специфическими чертами и характерными особенностями. Уголовно-процессуальное познание имеет две «ступени» - эмпирическую (чувственную, непосредственную) и рациональную (логическую, опосредованную).

  2. Целью доказывания в уголовном судопроизводстве является установление обстоятельств уголовного дела в соответствии со ст. 73 УПК. Вместе с тем, диссертант не исключает возможности достижения объективной истины (в отдельных случаях совпадающей с предметом доказывания), процессуальной (судебной, формальной), либо конвенциальной истины с учетом рассмотрения дела в порядке гл. 40 УПК. В этой связи предлагаются изменения ст. 5 УПК – дать характеристику каждого вида истины.

  3. Предмет доказывания, как круг обстоятельств уголовного дела, обозначенный в ст. 73 УПК, познается и удостоверяется с помощью доказательств. Никакие средства, кроме доказательств, не могут являться основой установления обстоятельств уголовного дела.

  4. Понятие доказывания как деятельность, состоящая из собирания, проверки и оценки доказательств, нуждается в некотором уточнении. Так, элемент «оценка доказательств» надлежит понимать как последовательно протекающую в процессуальной форме логическую (мыслительную) и психическую деятельность субъектов уголовно-процессуального познания на предмет определения относимости, допустимости, достоверности как каждого доказательства в отдельности, так и в их совокупности – достаточности для установления конкретных обстоятельств уголовного дела и разрешения его по существу.

  5. Предлагается внести изменения и дополнения в ст. 17 УПК, изложив ее в следующей редакции:

1) Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель и иные, участвующие в процессе доказывания лица, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом, демократическим правосознанием и совестью.

2) Никакие обстоятельства уголовного дела и имеющиеся в нем доказательства не имеют заранее установленной силы, за исключением случаев, прямо указанных в настоящем Кодексе.

  1. Для придания результатам оперативно-розыскной деятельности самостоятельного доказательственного значения предлагается следующая редакция ст. 74 УПК:

1) Доказательством по уголовному делу является любая информация, на основе которой суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

2) В качестве доказательств допускаются любые источники информации, отвечающие требованиям допустимости, относимости и достоверности.

Соответственно, в положения ст. 5 УПК необходимо ввести п.131, определяющий понятие «информация» как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

  1. УПК содержит ряд взаимоисключающих положений, одни из которых прямо разрешают адвокату-защитнику собирать доказательства, который тем самым осуществляет собственное расследование (ст.ст. 53 и 86 и др.). Другие, наоборот – существенно ограничивают адвоката-защитника собирать доказательства (ч.2 ст. 74). В этой связи предлагается считать, что такая коллизия может быть решена в пользу предоставления права адвокату-защитнику собирать доказательства, посредством осуществления собственного расследования. Для этого необходимо привести указанные нормы уголовно-процессуального закона в соответствие.

  2. Предлагается изменить редакцию ч.ч.2, 3 ст. 86 УПК:

2) Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и (или) их представители (законные представители) вправе собирать и представлять письменные документы, предметы, заключение и показания специалиста, показания свидетелей для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

3) Указанные в части второй настоящей статьи участники уголовного судопроизводства вправе собирать доказательства путем:

1. получения предметов, документов и иных сведений;

2. опроса лиц с их согласия;

3. истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии».

Кроме того, в целях избежания пробелов и противоречий в законе, необходимо дополнить ч.2 ст. 42, ч.3 ст. 44, ч.4 ст. 46, ч.4 ст. 47 УПК указанием на то, что потерпевший, гражданский истец, подозреваемый, обвиняемый вправе не только представлять доказательства, но и собирать их, т.к. невозможно представить то, что не собрано, не имеется в наличии.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в предложении сформулированных научных положений, раскрывающих сущность, значение обстоятельств, подлежащих доказыванию, правильного определения содержания и процессуальной формы уголовно-процессуальных доказательств.

Практическая значимость работы состоит:

Апробация результатов исследования. Основные выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, нашли свое отражение в научных сообщениях на заседаниях кафедры уголовного процесса ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», выступлениях на межвузовских научно-практических конференциях, проходивших в Оренбургском государственном университете, Южно-Уральском государственном университете, публикациях в журналах «Российский судья», «Вестник Оренбургского государственного университета», «Право: теория и практика» и «Уголовный процесс». По результатам исследования было опубликовано 6 научных статей.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, библиографического списка, а также приложений.


^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, раскрываются цели, задачи, научная новизна и практическая значимость работы, а также апробация ее результатов. Приводятся основные выводы и положения, выносимые на защиту.

^ Глава первая «Логико-правовые и методологические основы доказывания в уголовном судопроизводстве» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Методологические основы современного процесса доказывания в российском уголовном судопроизводстве» раскрывается гносеологическая и методологическая сущность процесса доказывания. Исследуется соотношение общенаучного познания, уголовно-процессуального познания и уголовно-процессуального доказывания. Отмечается, что уголовно-процессуальное познание имеет две «ступени» – эмпирическую (чувственную, непосредственную) и рациональную (логическую, опосредованную).

На основе анализа точек зрения различных ученых автор приходит к выводу о том, что уголовно-процессуальное доказывание является составной частью уголовно-процессуального познания, а оно, в свою очередь – составной частью общенаучного познания. Рассматриваются иные (кроме доказывания) возможные формы уголовно-процессуального познания (оперативно-розыскная деятельность, презумпции, преюдиции и т.д.).

Отмечается, что задача методологии уголовного процесса заключается в том, чтобы, опираясь на методологическое единство всех разновидностей процесса познания – как в науке, так и в практической деятельности, выяснить специфику каждой из этих разновидностей; вооружить исследователя – ученого и практика – необходимым арсеналом познавательных приемов и средств, отражающих особенности конкретного предмета познания, в нашем случае – обстоятельств совершенного преступления. В этой связи автором исследуется вопрос о значении методологии в процессе доказывания, методов, применяемых при доказывании обстоятельств уголовного, дается краткая характеристика известных уголовно-процессуальной науке методов.

В параграфе также отмечается, что с распадом СССР в нашей стране во многом изменилось мировоззрение ученых, идеология уголовного судопроизводства в целом, что привело к перемене отношения к методологии в общем и к методу диалектического материализма в частности. Тем не менее, несмотря на произошедшие изменения, на отношение ученых к диалектическому материализму, последний остается важнейшим методом уголовно-процессуальной науки, т.к. метод – категория объективная и не зависит от субъекта познания, который применяет его независимо от своих политических, идеологических и иных взглядов. Но, по мнению автора, необходимо отказаться от жестких детерминистских схем в объяснении социальной реальности, стремиться к сочетанию различных точек зрения, типов методологии, сформировать убеждения о том, что разные теории и методы должны не исключать, а наоборот, дополнять друг друга, ибо в рамках какого-либо одного метода невозможно исследовать как правовую, так и любую другую действительность. Думается, что сегодня назрела необходимость последовательного обновления методологии не только в уголовно-процессуальном доказывании, но и в правовой науке в целом.

^ Во втором параграфе «Взаимообусловленность логики и правовых основ в доказывании по уголовному делу» исследуется вопрос: что есть логика и почему она занимает важнейшее место в уголовно-процессуальном доказывании. Отмечается, что логику следует считать наукой о правильном мышлении, которая систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет средства для точного выражения мыслей, без чего оказывается неэффективной любая мыслительная деятельность, и особенно правовое познание.

Диссертант полагает, что процесс доказывания в его логическом проявлении представляет собой переход вероятного знания в достоверное, поскольку в доказывании, как известно, всякое знание первоначально выступает как вероятное. Поэтому весь процесс уголовно-процессуального доказывания – это логический процесс, при помощи которого участники уголовно-процессуальной деятельности приходят к выводу о существовании или несуществовании тех или иных фактов, явлений, действий, отношений, связей и т.д. как логический процесс, это – процесс мышления, единый в своей сущности, независимо от предмета мыслительной деятельности.

Автором исследуются связи между логикой и теми науками, которые заняты изучением мыслительной деятельности человека, в частности, уголовно-процессуальным доказыванием, ведь именно при осуществлении данной деятельности субъекты доказывания имеют дело с нормами права и реальной жизненной ситуацией, которые необходимо сопоставить друг с другом. В этих случаях умение соблюдать правила мышления – одно из важнейших условий успешной правоприменительной деятельности. В связи с этим диссертантом рассматриваются признаки логического мышления (определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность) в их соотношении с нормами УПК и практической деятельностью участников уголовного судопроизводства.

На основе данного исследования, а также анализа различных точек зрения на этот счет, диссертантом обосновывается позиция, согласно которой уголовно-процессуальное доказывание состоит в единстве логической (рациональной, мыслительной) и практической (эмпирической) деятельности участников уголовного судопроизводства.

^ В третьем параграфе «Цель доказывания в современном уголовном судопроизводстве России (проблема истины)» отмечается, что по отношению к проблеме истины необходимо прежде всего разобраться в вопросе познаваемости и непознаваемости истины в уголовном процессе, ее объективности или субъективности, абсолютности и относительности, является ли истина целью доказывания или же целью всего уголовного судопроизводства.

В параграфе автором исследуются исторические аспекты возникновения и развития представлений об объективной (материальной) истине, указывается, что в силу идеологических причин в советский период времени невозможно было разрабатывать иные концепции истины. Отмечается, что лишь в последние 15 лет в отечественной уголовно-процессуальной науке стали разрабатываться иные понимания истины: конвенциальная истина, формальная истина, процессуальная истина, референтная истина и т.д. Отмечается также, что в зарубежной науке присутствует множество концепций истины, отличных от привычного марксистско-ленинского понимания: когерентная истина, прагматическая концепция истины, семантическая истина и др.

Диссертант полагает, что смена ценностных ориентиров, установление в качестве приоритета конституционного закрепления защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции), не могла не повлечь за собой и смену целей (назначения) уголовного судопроизводства. Последнее должно быть направлено только на достижение положений, указанных в норме ст. 6 УПК РФ, а также на доказывание обстоятельств уголовного дела (ст. 73 УПК). Не может идти речь и о том, что приведенные нормы призывают, как считают некоторые ученые, к достижению только объективной истины по каждому уголовному делу. Поэтому, по мнению диссертанта, целью доказывания в уголовном судопроизводстве является установление обстоятельств уголовного дела в соответствии со ст. 73 УПК. Вместе с тем, диссертант не исключает возможности достижения объективной истины (в отдельных случаях совпадающей с предметом доказывания), процессуальной (судебной, формальной), либо конвенциальной истины с учетом рассмотрения дела в порядке гл. 40 УПК. В этой связи предлагаются изменения ст. 5 УПК – дать характеристику каждого вида истины.

^ Глава вторая «Процессуально-правовое положение участников уголовного судопроизводства в доказывании обстоятельств уголовного дела» состоит из двух параграфов.

В параграфе первом «Проблемные вопросы участия сторон в доказывании по уголовному делу» диссертантом отмечается на невозможность в рамках параграфа исследовать все имеющиеся проблемы участия сторон в доказывании по уголовному делу. В этой связи в качестве предмета исследования автором выбраны лишь две, как наименее, по его мнению, изученные проблемы участия в доказывании адвоката и потерпевшего.

Диссертант отмечает, что УПК содержит ряд взаимоисключающих положений, одни из которых прямо разрешают адвокату-защитнику собирать доказательства, который осуществляет тем самым собственное расследование (ст.ст. 53 и 86 и др.), другие – запрещают (ч.2 ст. 74). В этой связи диссертант считает, что данная коллизия должна решаться в пользу возможности собирания защитником доказательств, т.к. имеющий право на производство собственного расследования адвокат-защитник гораздо более эффективно сможет построить линию защиты. Для этого необходимо привести в соответствии друг с другом соответствующие нормы уголовно-процессуального закона.

Далее в параграфе отмечается, что наделение потерпевшего правами участника уголовного судопроизводства невозможно оценивать исключительно с позиций создания лучших условий для защиты его прав, свобод и законных интересов. Более широкий объем процессуальных прав, предоставленный УПК России потерпевшему, дает ему возможность активно содействовать проведению предварительного расследования и судебного разбирательства, полнее осуществлять защиту своих прав, в целом содействовать судебно-следственным органам в обеспечении выполнения предписаний п.1 ч.1 ст. 6 УПК. Недооценка роли потерпевшего как субъекта доказывания отрицательно сказывается на раскрытии, расследовании и судебном разбирательстве уголовного дела. Вместе с тем, несмотря на важнейшую роль, которую потерпевший играет в процессе доказывания по уголовному делу, целый ряд вопросов остался за рамками специальных исследований, посвященных потерпевшему как участнику уголовного судопроизводства. В этой связи автором исследуются эти проблемные вопросы участия потерпевшего в доказывании обстоятельств уголовного дела.

По итогам приведенных в параграфе рассуждений диссертант приходит к выводу о возможности предложить следующую редакцию ч.ч.2, 3 ст. 86 УПК:

2) Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и (или) их представители (законные представители) вправе собирать и представлять письменные документы, предметы, заключение и показания специалиста, показания свидетелей для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

3. Указанные в части второй настоящей статьи участники уголовного судопроизводства вправе собирать доказательства путем:

1) получения предметов, документов и иных сведений;

2) опроса лиц с их согласия;

3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии».

Кроме того, в целях избежания пробелов и противоречий в законе, необходимо дополнить ч.2 ст. 42, ч.3 ст. 44, ч.4 ст. 46, ч.4 ст. 47 УПК указанием на то, что потерпевший, гражданский истец, подозреваемый, обвиняемый вправе не только представлять доказательства, но и собирать их, т.к. невозможно представить то, что не собрано, не имеется в наличии.

^ Второй параграф второй главы «Суд (судья) – субъект исследования доказательств в уголовном судопроизводстве» посвящен изучению проблемных моментов участия в процессе доказывания судьи (суда). По причине того, что таковых великое множество в рамках параграфа была предпринята попытка рассмотреть только те, которые, как представляется, в настоящее время являются наиболее актуальными для теории и практики уголовного судопроизводства. К таковым автор относит:

  1. Определение роли суда (судьи) в процессе доказывания: должна она быть активной или пассивной;

  2. Вопросы проведения судебного следствия (в частности, вопросы планирования и методики его проведения);

Диссертант полагает, что в настоящее время невозможно полностью отрицать активность суда в судебном следствии. Суд (судья), по собственной инициативе истребуя доказательства, обеспечивает выполнение функции правосудия. Суд обязан вынести по делу законный, обоснованный и справедливый приговор. В том случае, если сторонами представлено недостаточно доказательств для обоснования решения (вынесения обвинительного или оправдательного приговора) по делу, суд может по собственной инициативе истребовать и исследовать доказательственную информацию. Иное положение, по мнению диссертанта, не соответствует ст. 6 УПК РФ.

Вместе с тем необходимо стремиться к построению в будущем такой модели уголовного судопроизводства, при которой активность суда могла бы быть существенно ограниченной, ибо основными участниками его являются стороны.

Рассматривая вторую проблему участия суда (судьи) в доказывании обстоятельств уголовного дела диссертант приходит к выводу о невозможности, в условиях состязательного судопроизводства, наделения суда полномочиями по планированию судебного следствия. Критическому анализу подвергается противоположная позиция, имеющая место быть в работах некоторых ученых. Указывается, что в советский период планированию судебного следствия уделялось достаточно много внимания по причине необходимости отыскания по каждому уголовному делу объективной истины. Современный же УПК не требует от суда подобных действий, следовательно, нельзя требовать от суда жестко запланированного порядка исследования доказательств, который, несомненно, может меняться в ходе предоставления сторонами новых доказательств.

^ Третья глава «Теория и практика оценки доказательств в уголовном судопроизводстве» в свою очередь состоит из трех параграфов.

Параграф первый «Сущность оценки доказательств по уголовному делу и ее соотношение с другими элементами доказывания» посвящается всестороннему анализу элементов процесса доказывания. Критикуется позиция, согласно которой процесс доказывания делится не на элементы, а на этапы. Диссертант полагает, что доказывание как процесс состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

  1. собирание доказательств;

  2. проверка (некоторые авторы используют термин «исследование») доказательств;

  3. оценка доказательств.

Посвящая дальнейшее содержание параграфа изучению последнего элемента доказывания, который можно считать «сердцевиной» всей доказательственной деятельности, автором проводится анализ различных точек зрения на понятие и содержание рассматриваемого элемента. В итоге под оценкой доказательств диссертант предлагает понимать последовательно протекающую в процессуальной форме логическую (мыслительную) и психическую деятельность субъектов уголовно-процессуального познания на предмет определения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и в их совокупности – достаточности для установления конкретных обстоятельств уголовного дела и разрешения по существу.

Далее в работе изучается взаимосвязь оценки доказательств с иными элементами доказательственной деятельности, на основе чего автор приходит к выводам о том, что:

  1. все элементы доказательственной деятельности: собирание, проверка и оценка доказательств неразрывно связаны между собой, протекают в диалектическом единстве, имеют место на всех стадиях судопроизводства в тех процессуальных формах, которые соответствуют задачам данной стадии и установленному в ней порядку производства;

  2. оценка доказательств осуществляется на всем протяжении производства по уголовному делу как в процессе дознания и предварительного следствия, так и при судебном разбирательстве уголовных дел.

^ Второй параграф «Значение принципа свободы оценки доказательств по внутреннему убеждению в доказывании» посвящен проблемным моментам принципа свободной оценки доказательств:

  1. обоснование необходимости проведения некоторой корректировки сущности и нормативного содержания принципа оценки доказательств по внутреннему убеждению с учетом последних достижений как отечественной, так и зарубежной уголовно-процессуальной науки;

  2. обоснование необходимости существования в качестве критерия свободной оценки доказательств упоминающейся в норме ч.1 ст. 17 УПК, категории «совесть»;

  3. обоснование необходимости существования в качестве критерия свободной оценки доказательств категории «демократическое правосознание».

В ходе изучения обозначенным вопросов диссертант приходит к выводу о наличии в современном уголовно-процессуальном праве следующих основных требований, которые должны предъявляться к оценке доказательств по внутреннему убеждению как принципу уголовного судопроизводства:

  1. обоснованность внутреннего убеждения субъекта доказывания;

  2. руководство субъекта доказывания при оценке доказательств законом;

  3. руководство субъекта доказывания при оценке доказательств своим демократическим правосознанием;

  4. руководство субъекта доказывания при оценке доказательств своей совестью.

В результате исследования обозначенных проблем диссертантом предлагается внести изменения и дополнения в ст. 17 УПК РФ и изложить ее в следующей редакции:

1) Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель и иные, участвующие в процессе доказывания лица, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом, демократическим правосознанием и совестью.

2) Никакие обстоятельства уголовного дела и имеющиеся в нем доказательства не имеют заранее установленной силы, за исключением случаев, прямо указанных в настоящем Кодекса.

^ В третьем параграфе «Особенности оценки результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве» отмечается, что в силу определенных специфических признаков, оценка результатов оперативно-розыскной деятельности имеет свою специфику и заключается, по мнению диссертанта, только в оценке их допустимости и достоверности.

Автором указывается, что современная уголовно-процессуальная теория ищет пути «легализации» результатов ОРД, «введения» их в уголовный процесс в качестве полноценных доказательств. В этой связи диссертант критикует имеющийся в положениях ст. 74 УПК РФ «закрытый» перечень доказательств (вернее, источников информации о доказательствах). Отмечается, что в этом отношении мы серьезно отстаем от многих иностранных государств (ФРГ, Венгрия, Украина и др.), которые не так жестко формализуют источники получения доказательственной информации и более лояльно относятся, в частности, к использованию результатов ОРД в уголовно-процессуальном доказывании.

Вот почему для придания результатам оперативно-розыскной деятельности самостоятельного доказательственного значения диссертантом предлагается следующая редакция ст. 74 УПК РФ:

1) Доказательством по уголовному делу является любая информация, на основе которой суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

2) В качестве доказательств допускаются любые источники информации, отвечающие требованиям допустимости, относимости и достоверности.

Соответственно, в положения ст. 5 УПК необходимо ввести п.13_1, определяющий понятие «информация» как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

В заключении автором в обобщенном виде излагаются основные выводы и предложения, сформулированные в ходе диссертационного исследования.


^ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:


  1. Воробьева, Ю.Ю. Роль установления причин и условий, способствующих совершению преступления / Ю.Ю. Воробьева // Ученые записки: Сборник научных трудов юридического факультета Оренбургского государственного университета. – Вып. 1 – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – С. 123-125. – 0,37 п.л.

  2. Воробьева, Ю.Ю., Жеребятьев, И.В. Система носителей информации о доказательствах в условиях реализации принципа оценки доказательств по внутреннему убеждению / Ю.Ю. Воробьева, И.В. Жеребятьев // Российский судья. 2005. № 6. С. 28-30. – 0,37 п.л. (авторство не разделено).

  3. Воробьева, Ю.Ю. Исследование в судебном заседании обстоятельств уголовного дела, рассматриваемого в особом порядке судебного разбирательства / Ю.Ю. Воробьева // Уголовный процесс. 2006. № 2. С. 25-29. – 0,43.

  4. Воробьева, Ю.Ю. Принцип оценки доказательств по внутреннему убеждению требует изменений / Ю.Ю. Воробьева // Ученые записки: Сборник научных трудов юридического факультета Оренбургского государственного университета. – Вып. 3. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2006. – С. 133-136. – 0,5 п.л.

  5. Воробьева, Ю.Ю. К вопросу о видах и назначении уголовно-процессуальных функций / Ю.Ю. Воробьева // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 5. С. 11-15. – 0,44 п.л.

  6. Воробьева, Ю.Ю. Участие адвоката в доказывании по уголовным делам: достижения и перспективы / Ю.Ю. Воробьева // Право: Теория и практика. 2006. № 9. С. 60-64. – 0, 55 п.л.

1 Далее – УПК.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. – 14.08.1995. - № 33. – Ст. 3349.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. – 10.06.2002. - № 23. – Ст. 2102.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.06.2001. - № 26. – Ст. 2291.


s-p-markova-tomac-mor-chelovek-dlya-vseh-vremen.html
s-p-r-a-v-k-a-metodicheskoe-posobie-kalendar-soderzhit-primernuyu-tematiku-kuratorskih-chasov-perechen-normativno-pravovih.html
s-p-shavel-yo-v-izdanie-vtoroe-ispravlennoe-i-dopolnennoe-stranica-63.html
s-p-troickaya-novaya-literatura.html
s-pedsovet-zam-direktora-po-zdorove-sbereg-tehnologyam-truktura-upravleniya-shkoloj.html
s-pesnyami-tancami-i-prorochestvami-v-2-h-chastyah-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-metodi-ocenki-effektivnosti-issledovaniya-sistem-upravleniya-belyaev-a-a-korotkoe-e-m-sistemologiya.html
  • university.bystrickaya.ru/fizicheskie-osnovi-mikroelektroniki-programmi-i-zadaniya-na-20042005-uchebnij-god-4-kurs.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-kompyuternomu-obucheniyu-prochnostnim-raschetam-v-srede-mathcad.html
  • bukva.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-licejskoe-bratstvo-na-vse-vremena-shkola-i-mnoyu-gorditsya-dolzhna.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-lyuboj-cenoj-zhyul-vern.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplom-mfyua.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aukcionnaya-dokumentaciya-1709-k-otkritomu-aukcionu-provodimomu-gouvpo.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ia-belta-belarus-200510-ia-regnum-01-05-2010.html
  • shkola.bystrickaya.ru/proizvodstvennij-shum.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/postanovlenie-prezidiuma-visshego-arbitrazhnogo-suda-rf-ot-17-03-09-1523808.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poryadok-oformleniya-dokumentov-udostoveryayushih-pravovoj-status-uchastnika-programmi-i-chlenov-ego-semi-kak-lic-prozhivayushih-v-rossijskoj-federacii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/52-zagotovka-transportirovka-i-skladirovanie-armaturi-promishlennoe-i-grazhdanskoe-stroitelstvo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-m-azriliyan-v-i-benediktova-stranica-152.html
  • occupation.bystrickaya.ru/misterionsophia-nihiladeptus-predislovie-stranica-10.html
  • books.bystrickaya.ru/bruk-masters-nepravilnie-rejtingi-pretenzii-moodys-protiv-sec1-ssha-grozit-kreditnij-krizis-po-dannim-standard-roors1.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshestvo-yavlyaetsya-dochernim-po-otnosheniyu-k-emitentu-v-silu-preobladayushego-uchastiya-v-ego-ustavnom-kapitale-100.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-a-androsov-zamestitel-nachalnika-ovd-po-zherdevskomu-rajonu-nachalnik-milicii-obshest-vennoj-bezopasnosti-zamestitel-predsedatelya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-modulyu-anesteziologiya-reanimatologiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opredelena-potrebnost-po-stroitelstvu-doshkolnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-kotoraya-soglasno-programme-sostavlyaet-54-doshkolnih-uchrezhdeniya-na-6515-mest-tabl12.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-disciplini-i-vipolneniyu-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-080504.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-literaturi-za-fevral-2011-g.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchno-tehnicheskaya-i-innovacionnaya-sfera-termini-i-opredeleniya-stranica-12.html
  • turn.bystrickaya.ru/pavlodarskogo-priirtishya-stranica-6.html
  • student.bystrickaya.ru/32-tehnologii-obucheniya-vzroslih-praktiko-orientirovannaya-literatura.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-samoe-slozhnoe-eto-pervie-dva-milliona-kurtis-fejs.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-laboratornij-praktikum-rabochaya-programma-disciplini-prakticheskij-kurs-pervogo-inostrannogo-yazika-anglijskij-yazik.html
  • credit.bystrickaya.ru/podproekt-socializaciya-shkolnikov-programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voronezhskie-spasateli-tushili-uchebnij-pozhar-v-teatre-drami-informacionnoe-agentstvo-regnum-15022011.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aktualnie-voprosi-psihiatrii-i-narkologii-psihoterapii-klinicheskoj-psihologii-i-nevrologii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennij-chehoslovackij-detektiv-stranica-7.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovnie-etapi-evolyucii-upravlencheskoj-misli-chast-6.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prakticheskoe-posobie-po-maksimalnomu-razvitiyu-chakr-i-vnimaniya-kak-otkrit-chakri-i-razvit-vnimanie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/poluchenie-vzyatki-chast-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voice-broadcasting-metodicheskoe-posobie-po-perevodu-sokrashenij-i-virazhenij-chasto-vstrechayushihsya-v-aeronavigacionnih.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-a-popova-ooo-patentnaya-firma-sted.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.