.RU

Современные проблемы теории права


РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ


ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Кафедра теории и истории государства и права


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА


Учебно-методическое пособие

Для обучающихся в магистратуре по специальности «Юриспруденция», дневная форма обучения


Москва – 2010

ББК

П

Утверждено

РИС Ученого совета

Российского университета

дружбы народов


Составители: доцент, к.ю.н. Варламова Н.В.


Учебно-методическое пособие по курсу «Современные проблемы теории права» / Сост. Н.В.Варламова. – М.: РУДН, 2010.


ISBN ББК


Для обучающихся в магистратуре по специальности «Юриспруденция», дневная форма обучения


© Н.В.Варламова


.


СОДЕРЖАНИЕ


Описание учебного курса 4

Формы контроля знаний и критерии выставления оценок 7

Тематический план учебного курса 8

Программа учебного курса 9

Рекомендуемая литература 26

Планы семинарских занятий 37

Вопросы для подготовки к экзамену 56

Примерные темы рефератов 59

Примерные темы магистерских диссертаций 60


^ ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Цели и задачи курса


Учебный курс «Современные проблемы теории права» является логическим продолжением курса «Философия и социология права» и призван поднять имеющиеся у студентов, обучающихся в магистратуре, теоретические представления о праве на более высокий научный уровень. Это предполагает углубленное изучение теоретических проблем на основе приобретенных студентами знаний в области философии и социологии права, а также отраслевых и прикладных юридических наук.

Целью учебного курса является формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний о праве, необходимых для понимания смысла и назначения различных государственно-правовых институтов.

Для достижения этой цели преподавание данной дисциплины должно быть направлено на решение следующих задач:

- преодоление свойственного отечественной теории права одностороннего и бессодержательного (позитивистского) подхода к истолкованию государственно-правовых явлений;

- выявление взаимосвязей между типами правопонимания и юридико-догматической интерпретацией конкретных юридических понятий, конструкций и институтов;

- объяснение юридической природы и социального назначения различных государственно-правовых институтов;

- демонстрация обусловленности правотворческой и правоприменительной практики доминирующими теоретическими представлениями о праве;

- теоретическое обоснование новых явлений отечественной и зарубежной юридической практики.

В результате изучения курса студент должен:

- свободно владеть юридической терминологией, правильно использовать юридические понятия и конструкции;

- понимать теоретический смысл государственно-правовых явлений и практическое значение юридико-догматических категорий и конструкций;

- приобрести навыки практического использования полученных теоретических знаний.


^ Содержание курса


Учебный курс предполагает рассмотрение дискуссионных вопросов юридической догматики и эмпирической социологии позитивного права (в меньшей мере) с точки зрения различных типов правопонимания и конкретных теоретических интерпретаций права.

В процессе изучения данной дисциплины рассматриваются все темы, традиционные для теоретико-правовых учебных курсов, однако акцент делается на наиболее спорных моментах, обсуждаются различные варианты решения существующих проблем, обосновывается их зависимость от общефилософских представлений о праве (типа правопонимания).

В результате изучения курса «Современные проблемы теории права» студенты должны не только приобрести теоретические знания о праве, но и научиться их применять на практике в сфере избранной ими специализации. В связи с этим обязательным элементом обучения являются практические работы по наиболее важным темам курса. Причем некоторые практические задания не имеют однозначно правильных или неправильных решений. Такой подход позволяет студентам почувствовать сложность и противоречивость реальной юридической практики, осознать значимость позиции правоприменителя (его компетентности, политико-правовых предпочтений и т.п.).


^ Организационно-методическое построение курса


Тематический план курса составлен в соответствии с учебным планом, которым для изучения современных проблем теории права отведено 36 часов аудиторных занятий (18 часов лекции и 18 часов семинарские занятия).

Курс ориентирован на студентов, обучающихся в магистратуре по специальности «Юриспруденция». Основу курса составляют лекции, на которых рассматриваются все вопросы учебной программы. Наиболее важные темы также изучаются на семинарских занятиях. Семинарские занятия предполагают дискуссию по основным вопросам темы (согласно плану семинарских занятий), обсуждение рефератов, подготовленных студентами, выполнение практических работ, модельные игры (по усмотрению преподавателя). Содержание практических работ и примерные варианты заданий, а также описание модельных игр приводятся в планах семинарских занятий по соответствующим темам.

Специфика магистерской подготовки не предполагает ориентацию на изучение сугубо учебной литературы. Поэтому пособие не содержит подразделение рекомендуемой литературы на обязательную (учебники и учебные пособия) и дополнительную (монографии и научные статьи).

Наряду с программой, тематическим планом и планами семинарских занятий по курсу пособие содержит: список рекомендуемой литературы; вопросы для подготовки к экзамену; примерные темы рефератов и магистерских диссертаций.


Направление: юриспруденция, степень (квалификация) − магистр юриспруденции.

Дисциплина: современные проблемы теории права.

Статус дисциплины: обязательная

Преподаватель: к.ю.н., доцент Н.В. Варламова.


^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

И КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК


От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, выполнение практических работ. Контроль знаний студентов осуществляется на семинарских занятиях, В ходе работы на семинаре студент должен продемонстрировать понимание изучаемых категорий, явлений, процессов, институтов, их взаимосвязей и практического значения, способность четко формулировать свои мысли и логически последовательно излагать материал, умение аргументировать свою позицию и вести дискуссию.

Итоговой формой контроля является экзамен. Условием допуска к экзамену является выполнение трех практических работ по темам «Норма права», «Судебный прецедент», «Толкование права». Каждая практическая работа оценивается по двухбалльной системе (зачтено/не зачтено).

Экзамен проводится в форме устного ответа на вопросы билета и свободного собеседования по иным вопросам программы курса по усмотрению преподавателя. По результатам экзамена выставляются следующие виды оценок:

«неудовлетворительно» – знания практически отсутствуют, студент не владеет специальной терминологией;

«удовлетворительно» – неполные, поверхностные, но в целом адекватные знания, слабое владение терминологией;

«хорошо» – достаточно полные знания, хорошее понимание материала и владение терминологией;

«отлично» – глубокое знание и понимание материала, самостоятельная аргументированная позиция по ряду вопросов.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА



№ п/п


^ НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ


ВСЕГО

ЧАСОВ


ЛЕКЦИИ


СЕМИНАРЫ

1

Теория права как юридическая наука

1

1

0

2

Феноменология права


3

1

2

3

Принципы и аксиомы права

4

2

2

4

Норма права

3

1

2

5

Источники права в формальном смысле

7

3

4

6

Правотворчество (правоустановление)

1

1

0

7

Реализация права

4

2

2

8

Правоотношение

3

1

2

9

Правосознание и правовая культура

1

1

0

10

Правонарушение и юридическая ответственность

2

2

0

11

Система права и система законодательства

4

2

2

12

Типология национальных правовых систем (правовые семьи)

3

1

2


Итого 36 часов


^ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА


s-pozhelaniem-zdorovya-doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-sverdlovskoj-oblasti-v-2008-godu.html
s-pravdoj-trudnovato-zhit-protiv-absurdizma.html
s-predsedatelem-vo-soveksportfilm-olegom-rudnevim-beseduet-kandidat-iskusstvovedeniya-viktor-demin.html
s-prisvoeniem-kvalifikacii-bakalavr-fizicheskoj-kulturi-srok-obucheniya-na-dnevnom-otdelenii-4-goda-abiturienti-imeyushie-srednee-professionalnoe-obrazovan.html
s-pupishev-aleksej-valerevich-alex-pgmx-net.html
s-r-e-d-n-e-v-e-k-o-v-e-mavr-dlya-menya-literaturnoe-proizvedenie-sushestvuet-tolko-v-tom-sluchae-esli-daruet.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimootnosheniya-vsemirnoj-torgovoj-organizacii-vtogatt-i-rossii-ot-istorii-peregovornogo-processa-o-vstuplenii-v-organizaciyu-k-vozmozhnim-teoreticheskim-posledstviyam-chlenstva-v-vto.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-obshestvoznanie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-reklamno-informacionnoj-deyatelnosti-po-sbitu-tovarov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-povishenie-kvalifikacii-specialistov-v-sfere-pravovogo-regulirovaniya-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/priemnoe-otdelenie-uchebno-metodicheskoe-posobie-stavropol-2007-bbk-51-1-2-udk-614-12-06.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monografiya-m-raeva-yavlyaetsya-poka-edinstvennimi-kompleksnim-issledovaniem-po-istoricheskoj-misli-russkogo-zarubezhya-vnej-mi-mozhem-otmetit-kak-obshie-tak-i-specificheskie-momenti.html
  • klass.bystrickaya.ru/administraciya-staroyurevskogo-rajona-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-programma-postroeniya-vospitatelnoj-sistemi-shkoli-publichnij-otchet-ob-obsheobrazovatelnoj-i-finansovo-hozyajstvennoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-diagnostika-oposredovannoj-pamyati-3-rekomendacii-dlya-uchitelej-i-roditelej-zaklyuchenie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-chetvertij-voprosi-shkolovedeniya-uchebnika-dlya-studentov-pedagogicheskih-specialnostej-vuzov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nina-belenickaya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ud-zavyaz-3gnezdnaya-i-obekti-dendrologii-ponyatie-o-zhiznennoj-forme.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uchebnie-programmi-dlya-vix-klassov-specialnih-korrek-cionnih-obsheobrazovatelnih-shkol-viii-vida-dlya-umstvenno-otstalih-detej-stranica-22.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-kursovih-rabot-po-discipline-tni-i-mni-na-fist-osennij-semestr-200910-uchebnogo-goda-stranica-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologicheskaya-karta-na-betonnie-raboti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-7-osnovnie-vidi-broskov-primenyaemih-v-poedinke-na-snegu-uchebno-metodicheskoe-posobie-avtori-professor.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formi-obrazovatelnoj-deyatelnosti-programma-prinyato-na-zasedanii-pedsoveta.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yazik-moj-vrag-moj-vse-emu-dostupno-razvitie-i-stanovlenie-gosudarstvennosti-naroda-russkogo-i-narodov-sssr.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zarathustra-i-ideya-sverhcheloveka-uchebnoe-posobie-uchebnoe-posobie-posvyasheno-problemnomu-rassmotreniyu-osnovnih-filosofskih.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/romir-smi-vtorogo-eshelona-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-12-maya-2010-god.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sjemn-tuan-tld-anam-tln-respublikali-internet-bajaudi-ashiti-jimdastiru-zhne-tkzu-erezheler.html
  • student.bystrickaya.ru/14-otdel-nadzora-za-kachestvom-i-bezopasnostyu-zerna-krupi-kombikormov-i-komponentov-dlya-ih-proizvodstva.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-prva-nasledyavane-po-zakon-nasledyavaneto-po-zakon-predpolaga-lipsa-na-voleizyavlenie-v-zaveshatelen-akt.html
  • grade.bystrickaya.ru/non-stop-moskovskij-komsomolec-avtor-ne-ukazan-11092008-201-str-2-pervij-kanal-novosti-10-09-2008-borisov-dmitrij-12-00-14.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primenenie-igrovih-metodik-v-obrazovatelnom-processe.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zhizn-i-uchenie-buddi-chast-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-fizicheskoj-kulture-tema-podvizhnie-igri.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-2-filosofiya-nauki-filosofskie-problemi-estestvennonauchnogo-i-matematicheskogo-poznaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osyazatelnoe-vospriyatie-umo-po-klassicheskomu-universitetskomu-obrazovaniyu-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-studentov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-programma-kursa-dlya-slushatelej-magistraturi-hgaep-habarovsk-2006.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sokovaya-terapiya-test-na-pravilnost-osanki-cheloveka-narusheniya-osanki.html
  • essay.bystrickaya.ru/dobro-i-zlo-rassmotreni-nekotorie-voprosi-teorii-cennosti-v-chastnosti-dobra-i-zla.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-voenno-tehnicheskoj-podgotovke-vus-121300-tema-6.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/itar-tass-httpwwwitar-tasscom-08062007-grizlov-b-v-monitoring-smi-9-iyunya-2007-g.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-razvitiya-ukaz-prezidenta-rf-ot-6-aprelya-2006g-n325-o-merah-gosudarstvennoj-podderzhki-talantlivoj-molodezhi-s-izmeneniyami-ot-29-fevralya-2008-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.