.RU

Сознание и бессознательное - Тулин алексей. Уфологическая психология. Том уфология и психология



^ Сознание и бессознательное.


Помимо сознательных (осознаваемых субъектом) процессов существуют и бессознательные, о которых субъект не имеет никакого представления.

Первые представления о бессознательном связаны с исследованиями постгипнотических внушений, проведенных З. Фрейдом. Человеку в состоянии гипноза внушается, что после выхода из него он должен пойти в магазин и купить определенную вещь. Его выводят из гипнотического состояния и человек совершает внушенное действие, будучи не в силах внятно объяснить себе, почему он это делает.

Представления о бессознательном в различных школах зачастую диаметрально противоположны.

З. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удается реализовать, т.к. они противоречат социальным нормам, принятым в обществе нормам морали и правилам поведения. Тогда эти несознаваемые влечения сублимируются (преобразовываются) бессознательным, чтобы в этом своем новом обличье проникнуть в сферу сознания в виде снов, невротических симптомов, оговорок, описок, несчастных случаев либо страстного отношения к чему-либо.

Фрейд предлагает трехчленную структуру личности, состоящей из Ид (Оно) - несознаваемых влечений, Эго (Я)- сознательной сферы и Супер-Эго (Сверх-Я), выполняющего контролирующие функции (совесть).

Совершенно особую концепцию бессознательного предложил К.Г. Юнг, который, в отличие от З. Фрейда, выдвинул идею о коллективном бессознательном, которое сосуществует с личным бессознательным (вытесняемыми влечениями) и сознательной сферой. Коллективное бессознательное - опыт человечества, носителем которого является каждый из нас. Именно коллективное бессознательное определяет особенности восприятия мира, поведение, чувствование, эмоциональные реакции. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы - первообразы, образцы поведения, осмысления, видения мира, которые выступают базисом для формирования личности.

Другие авторы, например, профессор Дж. Лилли, рассматривают бессознательное, как внутреннюю Вселенную, своего рода дверь в иные миры. Новые аспекты функционирования бессознательного связаны с исследованиями

Ст. Грофом человеческого мозга при помощи ЛСД и голотропного дыхания. Гроф считает, что именно открытия, связанные с человеческим бессознательным, требуют изменения научной парадигмы, которая перестала отвечать требованиям времени.

В отечественной психологии сложилась точка зрения на бессознательное как на низший уровень психического. Бессознательное трактуется как врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность, направленная на удовлетворение биологических потребностей - выживание и продолжение рода.


^ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ.


Строение нервной системы человека.

Для того, чтобы перейти к изучению психических процессов, нам нужно в первую очередь познакомиться с биологическими основами психического, т.е. со строением и клеточными механизмами нервной системы.

_ Нервная система человека делится на два больших отдела - центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). К ЦНС относят спинной и головной мозг. ПНС часто также делят на два подотдела - соматическую НС и вегетативную (автономную) НС. В вегетативной НС в свою очередь выделяют симпатический и парасимпатический отделы.

* ЦНС регулирует и обеспечивает функциональное единство всех органов и систем человека и осуществляет двустороннюю связь организма со средой.

* Головной мозг обеспечивает высшие психические функции.

* Спинной мозг осуществляет непосредственную связь головного мозга с периферическими нервами.

* Соматическая НС ("сома" - тело) преимущественно осуществляет связь организма со средой, обусловливая чувствительность и движения тела, управляя скелетной мускулатурой.

* Вегетативная НС ответственна за регуляцию внутренней среды: она управляет работой сердца, легких, кровеносных сосудов и других органов. В отличие от соматической НС вегетативная НС действует относительно самостоятельно, независимо от ЦНС. Но при некоторой тренировке становится возможным более активно влиять на работу внутренних органов (аутогенная тренировка, хатха-йога).

* Симпатический отдел усиливает и учащает сокращения сердца, повышает артериальное давление, расширяет зрачки, бронхи, понижает активность желудочно-кишечного тракта.

* Парасимпатический отдел оказывает прямо противоположное воздействие на функционирование внутренних органов.


^ Головной мозг.


Немного подробнее познакомимся с устройством и функциями головного мозга. Мозг человека представляет собой скопление более чем 20 млрд нервных клеток - нейронов, осуществляющих все высшие психические функции в организме. Вес мозга взрослого человека колеблется в пределах от 1,1 кг до 2,1 кг. Головной мозг представляет собой расширенный конец спинного мозга. В нем выделяют обычно ряд отделов: продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, мозолистое тело, таламус и гипоталамус, кора больших полушарий. Каждый из этих отделов выполняет свою функцию. Так, например, продолговатый мозг обеспечивает автоматизм сердечно-сосудистой системы, дыхания и пищеварения; мозжечок - обеспечивает координацию движений; мозолистое тело связывает правое и левое полушария мозга. Особое значение в функционировании головного мозга имеет ретикулярная формация. Она регулирует периоды сна и бодрствования и вообще активизирует работу больших полушарий. За считанные доли секунды в ретикулярной формации осуществляется анализ раздражителя, степень его новизны. Затем информация "пропускается" в мозг, вызывая реакцию необходимой силы.

Большие полушария головного мозга покрыты сверху корой, в которой выделяют 4 слоя: древнюю кору (палеокортекс), на долю которой приходится 0,6 % всей поверхности коры; старая кора (архикортекс), которая составляет 2,2 % всей поверхности коры; промежуточная кора (мезокортекс), составляющая 1,6 % всей коры и новая кора (неокортекс), которая составляет 95,6 % всей поверхности коры. Каждая зона коры головного мозга обеспечивает ту или иную функцию сознания. Также каждый орган или система организма имеют свое представительство в коре. Архитектоника (т.е. функции той или иной зоны) достаточно хорошо изучена, но "белых пятен" все же предостаточно.


^ Асимметрия мозга.


Долгое время считали, что мозг человека, также как и мозг животных, симметричен относительно мозолистого тела, т.е. левое и правое полушарие выполняет одни и те же функции. Открытие Полем Брока моторного речевого центра, а затем открытие зоны Вернике, обеспечивающей понимание устной речи положило начало исследованию функциональной асимметрии мозга. В результате выяснились следующие функциональные особенности правого и левого полушария:


^ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

обеспечивает: обеспечивает:

* речевую моторику, т.е. процесс гово- * образное восприятие мира;

рения; * восприятие пространствен-

* понимание устной речи; ных форм;

* понимание смысла воспринимаемых * нелогическое, неосмыслен-

явлений; ное восприятие;

* счетные операции; * бессознательные процессы

* установление причинно-следствен- * записывание всех жизненных

ных связей, вообще логическую кар- событий, начиная с периода

тину мира; окончания эмбриогенезиса;

* последовательное запоминание * восприятие музыки.

событий; * восприятие цветовых сочета

* сознательные процессы; ний;

* процессы научения; * творчество и интуицию;

* положительные эмоции; * отрицательные эмоции;

* европейское мировоззрение. * восточное мировоззрение.


Левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое - левой. У правшей чаще всего в роли доминирующего полушария выступает левое полушарие, а правое выполняет подчиненную роль, как правило, помогает левому в решении поставленной им задачи. Левое полушарие, видимо, нуждается в отдыхе, и во время ночного сна активизирует свои функции правое полушарие, которое никогда не отдыхает.


^ Клеточные механизмы нервной системы.


Нервная система всех живых существ на планете Земля состоит из клеток двух типов: нейронов и глиальных клеток.

Нейрон представляет собой клетку, от которой отходит большое количество сильно ветвящихся коротких отростков - дендритов и один относительно длинный не ветвящийся по своей длине отросток - аксон. Работа нейрона состоит в том, что он получает сигнал от одних нейронов и передает другим.

Сигнал приходит на дендрит через особого рода контакт, называемый синапсом, а затем по аксону и одному из его отростков передается другим нейронам. Каждая нервная клетка связана с многими другими. В коре головного мозга некоторые нейроны имеют до 6 тысяч контактов с другими, но чаще нейрон связан лишь с небольшим количеством нейронов, вместе с которыми он образуют локальную цепь. Сверху нейрон покрыт миелиновой оболочкой, играющей роль изоляции и не допускающей рассеивания сигнала.

Функции глии до конца не изучены. Известно, что глиальных клеток в 5-10 раз больше, чем нейронов и что они могут делиться. Миелиновая оболочка нейронов ЦНС представляет собой слой глиальных клеток - олигодендроцитов, аналогичные клетки в ПНС называются шванновскими и выполняют сходные функции. Особую роль отводят глиальным клеткам, названным астроцитами за их звездчатую форму. Они, видимо, поддерживают нейрон в статичном состоянии, подносят питательные вещества и кислород. возможно как-то участвуют в передаче информации и утилизируют (перерабатывают) отмершие участки нейронов, превращая массу нервной ткани в желеобразную неэлектропроводную среду.

Вообще, работа нервной системы строится по типу электрической сети, где биоэлектрический сигнал с огромной скоростью в ЦНС (около 300 км/ч) и более медленной в ПНС передается от одного нейрона к другому, обеспечивая всю полноту восприятия и реакций организма.


^ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.


Ощущение.


Ощущение - это один из самых простых психических процессов, представляющий собой реакцию на отдельные свойства объекта, благодаря которому мы можем оценить многообразные характеристики раздражителя, воздействующего на нас, но не можем сказать, что это за раздражитель.

Ощущение возникает благодаря работе особого механизма, называемого

анализатором. Анализатор состоит из трех отделов:

^ 1. Периферический отдел представляет собой скопление чувствительных клеток - рецепторов, способных под воздействием раздражителя изменять свой биоэлектрических потенциал, т.е. возбуждаться. Каждый вид рецепторов является специализированным, т.е. реагирует на определенный вид энергии - тепловой, химической, механической, электрической или электромагнитной. Что представляет собой чувствительный орган для каждого вида анализатора, видно из таблицы, в которой также указаны качества, распознаваемые рецепторами:


Модальность Чувствительный орган Качества


Зрение Сетчатка глаза Яркость

Контрастность

Движение

Размеры

Цвет

Слух Улитка Высота

Тембр

Сила звука

Равновесие Вестибулярный Изменение

аппарат положения тела

Осязание Кожа Давление

Температура

Вкус Язык Сладкое, горькое

кислое, соленое

Обоняние Пазухи носа Запахи


^ 2. Проводниковый отдел представлен афферентными (центростремительными) нервами, которые проводят первоначальный импульс от рецепторов в кору головного мозга, и афферентными (центробежными) нервами, которые проводят ответный сигнал от мозга к периферии.

^ 3. Корковый отдел, где распознается первоначальный импульс и обеспечивается ответная реакция организма. Здесь и возникает психический процесс, который называется ощущением, но для того чтобы оно возникло, требуется слаженная работа всех трех отделов анализатора.

Рецепторные отделы различных анализаторов обладают рядом общих свойств:

* Адаптация - изменение чувствительности анализатора при воздействии раздражителей различной силы. Чувствительность анализатора повышается при воздействии слабого раздражителя, чтобы более точно оценить сигнал; при воздействии раздражителя большой силы чувствительность анализатора снижается.

* Контрастность - нарушение чувствительности под влиянием воздействия предшествующего раздражения. Это происходит из-за того, что анализатор, настроившись на раздражитель определенной силы, в течение некоторого времени сохраняет эту настройку за счет еще одного свойства рецепторов, которое называется

* Последействие - задержка возбуждения определенной силы в анализаторе после окончания воздействия раздражителя.

* Взаимодействие - появление возбуждения в том анализаторе, который не испытал непосредственного воздействия раздражителя.

Взаимодействие анализаторов существует в двух видах:

* сенсибилизация - повышение чувствительности одного анализатора при воздействии раздражителя на другой анализатор. Так, при словах "кислый лимон" у многих испытуемых могут возникнуть различные ощущения в анализаторах, не испытавших непосредственного воздействия раздражителя: повышенное выделение слюны, кислый вкус, сведение скул.

* синестезия - возникновение при раздражении одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Например, цветным слухом обладал Н.А. Римский-Корсаков: при восприятии звука он одновременно воспринимал и определенный цвет.

Анализаторы могут реагировать на раздражители определенной силы. Раздражитель должен иметь некоторую величину, чтобы вызвать ощущение, т.е. должен преодолеть физиологический порог возбуждения, который достаточно низок. Но это не значит, что такой сигнал может быть нами сознательно воспринят. Чтобы восприниматься на сознательном уровне, сигнал должен преодолеть еще один порог - порог сознательного опознания. При превышении силы раздражителя зоны сознательного опознания, изменяется модальность восприятия. Мы воспринимаем уже не адекватный сигнал, а боль.


___

_

Очень сильный Изменение модальности ощущений


Боль Верхний порог чувствительности


Зона сознательного опознания Ощущение, адекватное Ощущение, адек-

ватное силе раздражителя


Порог сознательного опознания


Подсознательное отражение Стимул воспринимается, но

сигнала не осознается


Очень слабый Порог физического возбуждения


Отсутствие возбуждения в

анализаторах Стимул не воспринимается


^ Классификация ощущений.


В психологии принято несколько классификаций ощущений:


1. По модальности ощущения делятся на:

* контактные(осуществляется контакт раздражителя с рецепторами) - осязание и вкус;

* дистантные(раздражитель воздействует на рецепторы издалека) - зрение, слух, обоняние.

2. По месту расположения рецепторов ощущения делятся на:

* экстероцептивные - рецепторы поверхности тела, реагирующие на сигналы из среды;

* интероцептивные - рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях;

* проприоцептивные - рецепторы, расположенные в мышцах и связках и доставляющие информацию о движении и положении нашего тела.


Восприятие.


Восприятие - создание целостного образа объекта на основе данных органов чувств и прошлого опыта субъекта.

Процесс восприятия неразрывно связан с ощущениями и базируется на них. Ощущения в совокупности обеспечивают перцепцию, т.е. процесс непосредственного восприятия объектов. Но кроме информации, доставляемой органами чувств, в восприятии присутствует и апперцепция - зависимость воспринимаемого от прошлого опыта и содержимого бессознательного.

При первичном восприятии предмета, какого-либо человека или ситуации

мы строим образ восприятия полагаясь в большей степени на обобщенные данные органов чувств и лишь частично - на свой личный опыт. При многократном восприятии этих же предметов или людей процент апперцептивности восприятия увеличивается многократно и наше восприятие лишь в очень незначительной степени полагается на объективную информацию, полученную в процессе ощущений.

Первичное восприятие предмета Последующие восприятия


Перцепция апперцепция перцепция апперцепция


Таким образом, в восприятии привычных объектов мы ориентируемся в основном на свой собственный опыт и, следовательно, воспринимаем все явления действительности очень индивидуально. Иными словами, несмотря на то, что все мы живем в одном мире, картина мира у каждого своя и существенно отличается от мировосприятия других людей.

Но вместе с тем восприятие мира ребенком строится на основе общения с другими людьми и именно поэтому только человек, живущий в человеческом обществе, рядом с людьми, способен воспринимать мир по-человечески.

Восприятие характеризуется следующими особенностями:

* Предметность (или акт объективации) - особенность восприятия, благодаря которой мы способны воспринимать предметы окружающего мира как существующие вне и независимо от нас. В течение длительного периода онтогенетического (онтогенез - развитие человека в процессе взросления) развития ребенок воспринимает окружающий мир как продолжение своего собственного тела. Говоря иными словами, у него отсутствует способность к расчленению субъекта и объекта. Только приблизительно к трем годам (а по мнению некоторых исследователей - к 12 годам) ребенок в состоянии отчетливо сознавать границы своего собственного существа, что связано с понятием "самости". Выражается актуализация этой особенности в осознанном употреблении ребенком местоимения "Я".

* Целостность - способность нашего восприятия объединять данные различных ощущений в целостный образ предмета. Также целостность восприятия выражается в возможности опознания предмета в тех случаях, когда какие-то его части не видны или предмет предъявляется нам в непривычном ракурсе.

Так, например, мы без труда опознаем книгу, предъявленную нам не в привычном виде, а виде прямоугольника со стороны корешка.

* Константность - способность нашего восприятия в течение некоторого времени сохранять постоянство формы и размеров воспринимаемых предметов, независимо от изменения расстояния до них и изменения угла зрения. В самой значительной степени это свойство работает в отношении восприятия человека. Даже на большом расстоянии мы правильно оцениваем рост и другие параметры воспринимаемого человека.

* Структурность связана с целостностью и выражается в том. что мы воспринимаем абстрагированную от разовых сиюминутных ощущений структуру предмета или явления. Когда мы слушаем мелодию, мы фактически отражаем отдельные звуки, из которых за счет структурности складывается весь мелодический ряд.

* ^ Осмысленность восприятия связана с апперцепцией и выражается в том, что мы все воспринимаемое стремимся назвать, (т.е. выразить в понятии), классифицировать, (т.е. отнести к определенному классу и таким образом присвоить предмету определенные характеристики этого класса предметов). Так, воспринимая большую собаку люди присваивают ей такие характеристики как животное, способное покусать, которого нужно опасаться. Также осмысленность восприятия связана с интеллектуальным багажом воспринимающего, его знаниями о предмете восприятия. Обычному человеку любая змея, которую он видит, кажется опасной, а герпетолог точно определит название этого вида и степень его опасности.

Апперцепция и осмысленность восприятия тесно связаны с установками субъекта.

Установками называют своего рода индивидуальные очки, через которые мы смотрим на мир и которые влияют на наше восприятие. Выделяют следующие виды установок: смысловые, целевые, операциональные. Особую категорию составляют бессознательные установки, зависящие от содержимого личного бессознательного. Также можно выделить эмоциональные установки, которые преходящи и зависят от эмоционального состояния субъекта в данный момент.

Смысловые установки формируются в процессе онтогенеза и выражает личностное отношение субъекта к значимым объектам и явлениям. Они содержат информационный компонент (знания о предмете), эмоционально-оценочный компонент (симпатии или антипатии по отношению к нему), поведенческий компонент (готовность действовать тем или иным образом по отношению к этому предмету или в этой ситуации). Фактически, в отношении любых воспринимаемых предметов, людей или явлений мы действуем с позиций наших смысловых установок.

Целевые установки также связаны с опытом, но не имеют такого устойчивого характера, как смысловые. Целевые установки связаны с восприятием событий, предметов и людей сквозь призму сегодняшних целей индивида, и с изменением целей меняются и целевые установки.

Операциональные установки выражаются в готовности субъекта решать одну и ту же задачу постоянно одним и тем же способом, вести себя в одних и тех же ситуациях одинаково.

Таким образом, в каждый момент времени наше восприятие мира определяется различными установками, что обусловливает индивидуальность нашего восприятия. Но необходимо проявлять терпимость к чужой точке зрения, понимание, что у других людей на основе собственного опыта может сложиться качественно иная система взглядов на мир. Стремление навязывать свою мировоззренческую позицию, нетерпимость к инакомыслящим и инаковоспринимающим называется эгоцентризмом.


Воображение.


Воображение - психический процесс, позволяющий нам построить образ предмета или ситуации, которые мы никогда не воспринимали.

Функции воображения многообразны:

* оно позволяет представить результат выполняемой деятельности до ее начала и таким образом служит основой творчества;

* оно позволяет составить программу поведения, когда нет достаточно информации для осмысления проблемной ситуации;

* оно позволяет частично снять психическое напряжение, связанное с отсутствием удовлетворения какой-либо потребности;

* оно позволяет нам создавать образы, соответствующие описанию и, таким образом, способствует взаимопониманию в общении.


^ Виды воображения.


Пассивное воображение - уход от действительности, создание образа поведения, которое никогда не воплотится в действительность.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение свойственно слабым людям, не способным бороться с жизненными проблемами, имеющими трудности в принятии волевых решений. Такие люди продуцируют воображаемый мир, в котором находят удовлетворение своих насущных потребностей. Также этот вид воображения свойственен для маленьких детей, что связано с особенностями функционирования их психики.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении

сознательного контроля, т.е. в полудремотном состоянии, в состоянии сна, при расстройствах сознания, связанных с болезнью или необычными состояниями психики.

^ Активное воображение бывает творческим или воссоздающим.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов

и является неотъемлемой частью процесса творчества.

Воссоздающее воображение необходимо при чтении художественной литературы, при работе с географическими картами или чертежами.


^ Механизмы воображения.


Сущность механизмов воображения состоит в преобразовании представлений (ранее воспринимаемых образов) различными способами.

Агглютинация - склеивание частей ранее воспринимаемых образов в новых, необычных сочетаниях (например, кентавр).

Гиперболизация - изменение размера предмета (карлик или великан) или количества частей предмета (циклоп или двухголовый Янус).

Заострение - подчеркивание каких-либо признаков (карикатуры).

Схематизация или типизация - выделение нескольких характерных черт и создание на их основе нового образа.

Особую роль фантазия играет в детском возрасте. Для детей фантастические, создаваемые воображением образы ничем не отличаются от образов восприятий - они столь же реальны и это нужно учитывать при общении с ними. Необходимо поощрять творческие процессы, а это невозможно без хорошо развитого воображения. Но иногда ребенок, сталкиваясь со сложными проблемами, предпочитает не искать способы их разрешения, а уходит в воображаемый мир, где эти проблемы разрешаются фантастическими способами. Это обязательно отражается в поведении ребенка. Т.ч. если родители замечают, что ребенок часто "отсутствует", если у него появляется воображаемый друг - это должно насторожить их и заставить обдумать, почему ребенок предпочитает жить в воображаемом, а не в реальном мире. Чрезмерная мечтательность часто свидетельствует о ранимой психике и о неблагополучии в жизни ребенка.


scenarij-vneklassnogo-meropriyatiya-posvyashennogo-65-letiyu-bitvi-pod-moskvoj-prolog-pobedi.html
scenarij-vneklassnogo-meropriyatiya-sud-nad-vrednimi-privichkami-scenarij-konkursnoj-programmi-zdorove-v-nashih.html
scenarij-vneklassnogo-meropriyatiya.html
scenarij-vospitatelnogo-meropriyatiya-dlya-uchashihsya-master-klass-chudo-glina.html
scenarij-zadonskogo-romc-stranica-4.html
scenarij.html
  • control.bystrickaya.ru/eksperimentalnaya-chast-praktikum-po-analiticheskoj-himii-barnaul-2004.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlencheskie-prioriteti-regionalnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-igre-puteshestvii-tropinkami-raznih-professij-igra-razrabotana-v-ramkah-programmi-neprerivnoj-professionalnoj-orientacii-uchashihsya-1-11-klassov-cel.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-innovacionnih-proektov-cel-konkursa.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-koefficienta-vyazkosti-zhidkosti-po-metodu-ctoksa-rukovodstvo-k-vipolneniyu.html
  • tests.bystrickaya.ru/korochanskij-rajon.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-ya-cebakovskij-uravnenie-s-nlo-stranica-18.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-v-ridel-dolzhnost-uch-stepen-uch-zvanie-podpis-data-iniciali-familiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-programmi-avtorskogo-kollektiva-pod-rukovodstvom.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-9-plan-dejstvij-shkoli-po-sovershenstvovaniyu-kachestva-podgotovki-k-ent-na-2008-2009-uchebnij-god-grafik.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tezisi-na-zarubezhnih-forumah-gafarov-v-v-gromova-e-a-kabanov-yu-n-gagulin-i-v-lichnost-i-ee-vzaimodejstvie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-fonetika-i-grafika-poyasnitelnaya-zapiska-kosnovnoj-obrazovatelnoj-programme-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-gou-sosh-.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/informaciya-o-planiruemih-meropriyatiyah.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadacha-24.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/-12-rassuzhdenie-kak-tip-rechi-pered-teoreticheskimi-svedeniyami-i-posle-nih-dayutsya-voprosi-kotorie-nacelivayut.html
  • college.bystrickaya.ru/12-pravovaya-osnova-mestnih-byudzhetov-mesto-municipalnih-byudzhetov-v-sisteme-territorialnih-finansov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/test-8-1-v-7-a-2-v-8-a-3-a-9-v-4-v-10-a-5-a-11-a-6-v-12-a-test-9.html
  • assessments.bystrickaya.ru/d-uroven-zhizni-punkti-13-stati-27-tretego-gosudarstvennogo-periodicheskogo-doklada-o-realizacii-rossijskoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-tolerantnosti.html
  • books.bystrickaya.ru/dopustimoe-povishenie-napryazheniya-promishlennoj-chastoti-oborudovaniya-prikaz-minenergo-rf-ot-19-iyunya-2003-g-229.html
  • literature.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-disciplini-rabochaya-programma-po-uchebnoj-discipline-mirovaya-ekonomika-naimenovanie-uchebnoj-disciplini.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yuridicheskie-kollizii-v-finansovom-prave.html
  • school.bystrickaya.ru/ctanovishe-dtej-ta-molod-v-zarubzhnih-kranah.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-vosmayaarheologiya-i-sverhestestvennoe-predislovie.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-gruppovim-zanyatiyam-po-razdelu-obshevoinskie-ustavi-vooruzhennih-sil-rossijskoj-federacii-stranica-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-soderzhanie-disciplini-programma-naimenovanie-disciplini-socialno-ekonomicheskaya-statistika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/specialnie-metodi-diagnostiki-zhelchnokamennoj-bolezni-postholecistektomicheskij-sindrom.html
  • turn.bystrickaya.ru/podpunkt-34rassmotrenie-celej-i-celevih-zadach-orientirovannih-na-dostizhenie-konkretnih-rezultatov-i-sootvetstvuyushih-indikatorov-i-izuchenie-ih-vozmozhnoj-korrektirovki-na-period-posle-2010-goda.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tendencii-vozniknoveniya-i-razresheniya-ekonomicheskih-krizisov-29.html
  • studies.bystrickaya.ru/dogovor-energosnabzheniya-chast-6.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mbu-sportivno-ozdorovitelnij-kompleks-gorodskogo-poseleniya-telefonnij-spravochnik.html
  • college.bystrickaya.ru/22kontakt-s-partnerom-spermatozoida.html
  • education.bystrickaya.ru/21-terrorizm-liberalnij-i-terrorizm-konservativnij-v-rossii-unichtozhena-demokratiya-proishodyat-travlya.html
  • writing.bystrickaya.ru/bestuzhev-aleksandr-aleksandrovich.html
  • literatura.bystrickaya.ru/russkij-yazik-v-sovremennom-slavyanskom-mire-osnovnie-problemi-etno-i-glottogeneza.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.